Надя Чабанная: «Во всем должен быть рок-н-ролл»
Анастасия Белогривцева
Карьера архитектора Нади Чабанной началась еще на втором курсе профильного ВУЗа. Параллельно с учебой это были чертежи и рендеры на основе фриланса, немного позже (во время кризиса) — многочисленные заказы в одном из киевских дизайн-бюро. Затем — несколько незабываемых, полных опыта лет в коллективе мастерской 2B.group. Сегодня Надя — молодая успешная архитектор, которая возглавляет собственную студию «90/03», по-прежнему продолжает много работать, а если появляется свободное время, то полностью тратит его на путешествия. Не так давно мы встретились с Надеждой в Barbara Bar, чтобы вспомнить ее первые объекты и учебу, поговорить о путешествиях и вдохновителях, ну и, конечно же, посекретничать о будущих проектах и планах.
HIS: Чем занимаются твои родители и какой фактор стал ключевым для тебя при выборе будущей профессии?
Надя: Мой папа по образованию инженер, закончил Одесский Инженерно-строительный институт, а после призыва стал военным инженером. Во время моего рождения он имел чин полковника. Мама — экономист. Они работали вместе в управлении Министерства обороны, где и познакомились. Родители уделяли много времени моему образованию и развитию, папа после аварии на ЧАЭС ушел в отставку и мы с ним то и дело что-то мастерили. Я с детства знала, чем хочу заниматься и твердо к этому шла.
HIS: Многие твои украинские коллеги не имеют профильного образования. Что тебе дало КИСИ?
Надя: Мне бы очень хотелось сейчас написать оду нашему университету, но, к сожалению, не могу. За исключением нескольких преподавателей, которые действительно вкладывают душу в то, что делают и заряжают этим своих студентов. Это Татьяна Кащенко и Владимир Король. В остальном КИСИ дает базу, на которую каждый студент нанизывает свое виденье происходящего и путь развития.
HIS: С чего ты начинала свою практическую деятельность? Помнишь ли ты свой первый проект?
Надя: Мне очень, прям очень хотелось работать, но для этого (как я сама себе решила) нужно было выучить 3d max. Первым «проектом» это назвать тяжело, но все-таки это был старт: я сделала замер в своей комнате КАЖДОГО элемента, вплоть до какой-то "мелочевки" на полках и сидела до посинения моделировала, моделировала, рендерила и так до тех пор, пока не получилась идентичная копия. Я очень гордилась этим где-то около недели, а потом начала искать работу.
HIS: Архитектура — достаточно сложная сфера деятельности со своей индивидуальной спецификой. Каково это, справляться с непростыми задачами девушке-архитектору (грязные стройки, неответственные прорабы и пр.)?
Надя: С легкостью и улыбкой. Как в принципе и в любой сфере девушке, которой нужно координировать процессы среди большого количества разных людей. Иногда это и правда выглядит забавно, ты приезжаешь на объект в розовом платьице, босоножках, с красными губами и рассказываешь 10 мужчинам, куда идти и что делать, иногда не в самой ласковой форме, после чего лезешь на 3 этаж по деревянной лестнице. Часто сталкиваюсь с тем, что на первой встрече подрядчики или строители относятся ко мне скептически, больше доверия, как ни крути, у них вызывают парни-архитекторы, такое себе гендерное разделение статусов. Меня это никогда не смущало, все равно в процессе работы все становится на свои места и отношение меняется. Бывали случаи, когда приходилось быть и архитектором, и прорабом одновременно. И каждый строитель сам по себе с гигантской звездой во лбу, мол «а ты лУчше попроси, а то ничего делать не буду». Такой формат стройки мне дается сложнее всего. Возможно, у кого-то получилось найти алгоритм, по которому возможно взаимодействие, я бы с удовольствием взяла у этого человека мастер-класс.
HIS: От какого проекта ты можешь смело позволить себе отказаться?
Надя: Там, где нет понимания между архитектором и клиентом. Даже если проект уже стартовал, но в процессе работы становится понятно, что мы говорим на разных языках. Основное — это взаимопонимание и доверие. Я, как и любой профессионал, буду до последнего искать возможность исполнить то, за чем ко мне пришли. Но ситуации бывают разные.
HIS: Готова ли ты (можешь ли) охарактеризовать в нескольких словах стиль, в котором работаешь?
Надя: Честно говоря — нет. Я даже не могу иногда понять работаю ли я вообще в каком-то стиле или нет (смеется, — ред.) Мне нравится много всего, нравится смешивать разные стили в одном интерьере. Технически — это получается эклектика. Но эта формулировка у меня вызывает негативные ассоциации. Вообще, в каждом стиле много интересных деталей. Чем больше ты знаешь — тем обширнее твой кругозор в проектировании. Можно совмещать в одном проекте различные элементы, главное, что бы результат был органичным, передавал общее настроение и был отражением потребностей заказчика и твоего виденья. Во всем должен быть рок-н-ролл.
HIS: Творчество каких архитекторов тебя вдохновляет?
Надя: Есть масса бюро, за творчеством которых я слежу. Каждый день этот список пополняется, довольно сложно перечислить всех. Из тех, за которыми слежу активнее всего это: guilhermetorres.com.br, pitsou.com, crosby-studios.com. Ребята из Бразилии — это вообще сплошная феерия, единороги и радуги в одном флаконе: настолько смело, настолько нетривиально и при этом нет ощущения каши или перебора. Каждый предмет на своем месте, каждый интерьер — отдельная история, рассказанная так, что дух захватывает.
HIS: Ты немало путешествуешь, и несколько дней назад вернулась из Штатов. Поделись своими впечатлениями о поездке.
Надя: После Америки у меня достаточно смешанные впечатления. Я стараюсь никогда не идеализировать, но в этот раз я ехала, чтобы увидеть тот образ, который нарисовала себе и лелеяла его долгие годы. Возможно, из-за этого я не смогла до конца проникнуться и расслабиться «в ожидании чуда». Америка не просто разная, это абсолютная квинтэссенция всего и всех сразу. Ты можешь идти по улице, думая, что это центр трущоб, а повернув за угол, оказываешься среди красивой молодежи, классных мест и не понимаешь, как это возможно. Контраст на каждом шагу. Мне бы хотелось уделить Америке больше времени, проехать от берега к берегу, ночевать в придорожных мотелях, пить черный кофе из кофейника, любоваться неповторимыми пейзажами. Каждый город абсолютно индивидуален, со своей атмосферой, ритмом жизни, философией. Все это нельзя оценить по достоинству за 2 недели.
HIS: Чем ты живешь помимо работы (твои хобби и увлечения)?
Надя: Честно говоря, мне особо нечем похвастаться. Я люблю то, чем занимаюсь, горю этим и оставляю слишком мало времени для чего-то еще. Иногда, чтобы отдохнуть от «работы», я захожу на пинтерест или на сайты любимых бюро и смотрю, что происходит в мире дизайна. Когда понимаю, что появилось небольшое окно в графике, сразу же планирую путешествие. И так по кругу: работа, поездки, работа, поездки.
HIS: Твоя настольная книга?
Надя: Сложный вопрос. Я бы хотела сейчас блеснуть, но, к сожалению, не получится. Наверное, это Нойферт «Строительство и проектирование».
HIS: Есть ли места, куда ты с удовольствием возвращаешься и будешь (хочешь) это делать всегда?
Надя: Я очень люблю Барселону. Раньше я могла долго планировать какое-то путешествие, прокладывать новый маршрут, но в конечном итоге покупала билет в Барселону и на этом все заканчивалось. Непередаваемое ощущение, когда выходишь из автобуса на площади Каталонии и с первым вдохом становится понятно, что ты дома и все вокруг такое знакомое и родное.
HIS: Над чем мечтаешь? Что планируешь сейчас?
Надя: Не могу сказать, что я планирую что-то конкретное, например через год иметь мастерскую в 20 человек или завоевать вселенную. Планирую продолжать развиваться, много, очень много работать: над собой, над подходом к проектированию, клиентским сервисом и остальными составляющими себя как личности и профессионала.
Фото: Никита Губарь/Gate
Рекомендуем к прочтению также интервью:
Дмитрий Сивак. О юморе в профессии, плохой архитектуре и путешествиях,
YoDezeen: "Не прекращайте мечтать, ведь это придает сил двигаться вперед" и
Владислав Голдаковский: "Мы должны проектировать не жилые площади, плотности застройки, инженерные сети. Мы должны проектировать связи и отношения"
-
«Майбутнє Минулого»: проєкт зі свідомої реновації архітектурної спадщини від IK-architects
-
Українське 'Джерело' в Нью-Йорку: колекційний дизайн на виставці Salon Art + Design
Событие -
Краса з українським характером: G×BAR і HVYLYA interior design у Тернополі
Выбор редакции -
Український прорив у світі еко-дизайну: «стіни, що дихають» від MAKHNO STUDIO потрапили у фінал Dezeen Awards 2024
Идея -
Одразу 2 проєкти YOD Group отримали відзнаку Best of Best в Міжнародній архітектурній премії Architecture Masterprize
-
«Архітектори надії»: фільм про відбудову України під час війни
Событие - Ищу идею Сила символів: Waone створив мурал на честь ГУР на Подолі Український художник Володимир Манжос, більш відомий під псевдонімом Waone, презентував новий мурал у Києві. Його твір «Мудрий пануватиме над зірками» тепер прикрашає стіну однієї з будівель на Подолі. Ця робота має особливе значення — вона створена у співпраці з Головним управлінням розвідки Міноборони України (ГУР) і символічно відображає їхню діяльність у боротьбі за незалежність України.
-
Відбудова Херсона: конкурс Resilient Cities: Ukraine на найкраще бачення майбутнього міста з використанням Autodesk Forma
Промо -
Відродження мистецької спадщини: воркшоп "Ближче. Мозаїка України"
Событие -
Panoptikum Collections на Maison et Objet: сила українського колекційного дизайну
Событие