На территории заказчика. Беседа архитектора Влада Голдаковского с Андреем Ваврышем
Vlad Goldakovskiy
Встреча редакции HIS.UA, архитектора Влада Голдаковского и девелопера Андрея Ваврыша состоялась в достаточно важный и символичный для компании «Riverside Development» день. Год назад компания-застройщик была зарегистрирована в социальной сети facebook, а Андрей на глазах у многотысячной аудитории отмечен как ее руководитель. Еще в начале диалога девелопер признался, что намеревался перенести встречу, но, поразмыслив, решил, что если и вести беседу в столь знаменательный для компании день – 08.11. 2017, так с архитектором и редактором профильного издания. Встречу назначили на конец рабочего дня в офисе Андрея, панорамные окна которого выходят на главный железнодорожный узел столицы и страны.
В недалеком прошлом Андрей Ваврыш был замдиректора Департамента градостроительства и архитектуры Киевского городского совета. Он разработал градостроительный кадастр столицы и был соавтором проекта Стратегическая Инициатива «Днепровская Жемчужина», направленного на сохранение и развитие долины Днепра в Киеве. Сегодня Андрей – один из самых прогрессивных застройщиков столицы, руководитель компании «Riverside Development», инициатор и соавтор таких проектов как «RYBALSKY», «NEW YORK Concept House», «CHICAGO Central House», «BRISTOL Comfort House», «EINSTEIN Concept House», «RESIDENT Concept House», «SAN FRANCISCO Creative House» в Киеве, «KANDINSKY Odessa Residence» в Одессе и загородного, что расположится недалеко от Киева, «O2 Residence». Об управлении компанией-застройщиком, современном строительстве жилья, архитектуре и экономике сегодня и пойдет речь.
Влад:
Тяжело поверить, что компания работает только год. За это время вы сделали невозможное: разработали ряд крутых проектов, запроектировали их и некоторые уже построили. Честно говоря, это достойно восхищения.
Андрей:
Мы понимаем, что мы являемся стартапом. Полноценным стартапом, построенным на цепочке девелоперского бизнеса по-новому. С этой «цепочкой» я познакомился еще в 2006 году. Весь бизнес разложен на стадии: концепция развития территории, проект, маркетинг и продажи, строительство и эксплуатация. И в нашей стране вся эта «история» складывается поверхностно и непоследовательно в силу разных причин. Госслужба открыла понимание настоящих причин ситуации, глубину проблемы и бесполезность ожидания изменений со стороны. И уже когда я вернулся в частный сектор, подумал с партнерами, почему бы не пересобрать все это «лего» заново. В багаже накопилось полное переосмысление градостроительства, глубокое понимание сил и процессов, формирующих город, ролей участников и взаимных ожиданий, городской экономики и системы управления, муниципальной политики и традиций, необходимости поиска стратегической идеи развития территории, баланса ресурсов (в тч возможной застройки) и гармонии итогового решения.
Я очень благодарен таким людям как Нудельман, Демин и Зотов. Особое спасибо моему другу Сергею Целовальнику. Своими взглядами, опытом и результатами работы они мне помогли понять, в чем смысл здорового градостроительства. До сих пор помню слова Нудельмана: «Нет более дорогих игрушек и бесполезных памятников, которые способен создать человек, чем города, где не живут люди». Что значит город, в котором не живут люди? Что это, механизм не функционирует!? Просто задана ошибочная экономическая модель. Есть, к примеру, человек, все органы могут быть здоровы, но если сердце не бьется, организм не работает, все, вроде, у него нормально, а кровь не течет. А раз не течет – он труп. Так и с городом. И, хотя, самые точные диагнозы ставит патологоанатом, но уже над «мертвыми городами». Мы всегда реагируем на симптоматику, а она постоянно меняется.
Если бы после Второй мировой войны при строительстве жилого дома появились какие-то условные урбанисты и сказали, что нам не хватает единения с природой, их забросали бы камнями. Потому что каждое десятилетие перед городом стоят свои вызовы, тогда это было расселение трудовых ресурсов. Приоритеты меняются вместе с развитием города, его ценностями, возможностями и потребностями. 50 лет назад на повестке дня стояла тема авангарда, воплощенной в современной архитектуре. В Киеве появлялись такие здания как гостиница «Салют», Дом пионеров, крематорий и много других. В то время архитектурное решение было важным. Но как-то эта эпоха перешла в «кухаренщину». Я все не мог понять как, если честно. Когда ты гуляешь по Риму, тебя окружает множество старинной архитектуры, но она – честная! Ее стараются изо всех сил сохранить. А у нас с этим какое-то дурновкусие. Такая себе жесткая декорация «под старину». Спасибо Зотову, научился замечать эти вещи.
Подытожив, при этом контексте, мы нашли для себя понятную и приемлемую душе нишу, необходимость продвигать исключительно современную архитектуру, реализованную на заново «собранном» механизме ведения девелоперского бизнеса.
Влад Голдаковский:
Да, Виктор Зотов поменял архитектурный дискурс в Киеве.
Андрей:
Больше чем кто-либо другой.
Влад:
Помимо Кухаренко, так думали ведь не только чиновники, но и архитекторы. Целая плеяда архитекторов.
Андрей:
Это вопрос психологии. Человек был обделен в жизни. Ему не давали то, не давали это. Теперь он хочет все компенсировать через позолоту, лепнину, через ощущение себя дворянином. Через гербы, сословия, ордена. Орден Васи, орден Пети. Недостатки прошлых лет и свою пустоту люди компенсируют тем, в чем они уверены точно. Классику пытаются повторить, прежде всего, потому что она дает ощущение уверенности. После кризиса 2008 года люди стали чуть-чуть скромнее, и это естественно.
Влад:
Человек в любом случае движим пустотой. Кто-то орденами, кто-то статусом. А какой пустотой движимы вы?
Андрей:
У каждого есть свой набор предпосылок. Я всю свою жизнь не мог себе позволить сидеть без дела. Для меня постоянно были важны последствия. Я не всегда могу похвастаться результатами своей работы и сказать, что я ими доволен. Проработав 5 лет в городской администрации, я осознал, что город должен задавать всем правила. И они должны быть одинаковыми и прозрачными для всех. А в основе этих правил должна лежать здоровая стратегическая идея, метод реализации и модель городской системы управления, например: плотность застройки, количество рабочих мест, многофункциональное использование, управление мобильностью, качественное сохранение культурного наследия, развитие городских общественных пространств, инклюзивность, открытость и безопасность городской среды – вещи, которые оспаривать невозможно.
Первый вызов, который я поставил перед собой, – показать, что здоровая и качественная урбанистика – это выгодно. Можно сделать и хорошо, и экономически выгодно одновременно. Всего-навсего это займет чуть больше времени. Я сейчас очень часто вспоминаю Сергея Чобана – партнера главного архитектора Москвы, которого Сергей Анатольевич Целовальник привез в Киев в первые месяцы своей службы. Чобан сказал очень важную вещь: «Фасады должны быть как отпечатки пальцев у человека. В них должны быть заложены такие тактильные детали, притрагиваясь к которым, чувствовал камень, фактуру, рельеф». Но фасады не самое важное, важнее даже функция, коммуникация, пространство внутри и снаружи. Ты должен взаимодействовать с тем, к чему прикасаешься. Именно так должен выглядеть дом. Если он лишен этого сюжета, если нет гармонии, значит, верх взяла лень.
Влад:
Слушая вас, я понимаю, что вы видите себя одновременно в нескольких ролях. Во-первых, это государственный деятель, потому что у вас есть четкое представление, как должен работать административный аппарат. Во-вторых, вы говорите с позиции человека, который развивает собственные проекты, то есть – девелопера. В-третьих, я слышу рассуждения профессионального архитектора. Скажите, что вам ближе?
Андрей:
Ни на йоту я не ощущаю себя сейчас государственным деятелем, в этом выработал для себя категоричное табу. Но эта работа принесла мне много опыта, была для меня некой форой, благодаря которой, с одной стороны, я приобрел большое количество друзей, а с другой – нажил врагов. К тому же, это большой багаж знаний, которые, к сожалению, через два-три года уже будут менее актуальны, так как ситуация в городе меняется очень быстро. По этой причине мы торопились, когда год назад запускали «Riverside».
Влад:
Вы изначально видели себя девелопером? Вы мечтали об этой работе?
Андрей:
Всеми фибрами души я всегда чувствовал себя бизнесменом. У каждого есть свой путь, и мой сложился именно таким образом. Кто-то зарабатывает математическим моделированием и прогнозированием, кто-то умеет покупать и продавать акции. Я же понимал для себя, что срез моих знаний и квалификация заключается в том, что я изнутри понимаю, как работает система, знаю, что хорошо и что плохо для города, разбираюсь в современной архитектуре, остаюсь в курсе актуальных проблем и могу собрать команду, которая может что-то изменить. На срезе всех этих факторов и возник наш стартап.
Я понимаю, как работает рынок проектных работ, и могу организовать процессы, которые не всегда могут оптимизировать люди с большим строительным опытом. Понимаю процесс продаж, так как люблю макро- и микроэкономику, маркетинг, финансы и всегда считал это своей профессией. Мне кажется, что на связях этих вещей и основывается та ниша, которую мы занимаем.
Против нас играет рынок, завистники, недруги. Но мы считаем, что нашей главной целью является доверие рынка и людей, а также благодарность покупателей. Отдаем отчет и в том, что обязаны расти и самосовершенствоваться.
Влад:
Вы действительно создаете крутые объекты. С точки зрения архитектуры, маркетинга и продаж – все очень круто. Скажите, на какого покупателя вы ориентируетесь? Как рождается объект? Кто инициирует его идеологию? Как происходит вся эта химия?
Андрей:
Спасибо, мы стараемся. Господь подарил мне важнейший в жизни подарок – команду. Каждый вкладывает в проект частичку себя. Если бы каждый из нас не был так страстно увлечен этой темой, то и не было бы такого результата. Мы дорабатываем проект, пока не поверим в его силу сами. Это когда ты чувствуешь: сложился, у него смысл, суть, содержание, объем и даже форма. Все отлично. И только тогда, все, поехали! Проходит месяц-два, и ты понимаешь: нет, не оно. Ты осознаешь, что нужно заново все начинать, тогда возвращаемся и обратно пересматриваем, на нас уже начинает влиять сам проект, происходит его переосмысление по новому кругу. Я сейчас, между прочим, раскрываю вам наши секреты.
Влад:
Вы можете это делать дозировано: что-то рассказать, а что-то нет.
Андрей:
Ок, я расскажу. Все начинается с брифа. Ресурс самой площадки, знания и опыт, получаемые годами, определяют очень многое. Градостроительный аспект, перспективы территории – это, наверное, первое, что мы вообще оцениваем. Мы должны оценить все (развитие улично-дорожной сети, пешеходных связей, экологического ресурса, культурного окружения, социальной инфраструктуры, торговой инфраструктуры), по отношению к тысячам жизненных сценариев, необходимых человеку, определить, какова ценность, даже если вы там еще ничего не сделали, а по итогам выработать идею проекта. Так было и с «RYBALSKY». Пойди год назад кому-то докажи ценность этой территории! Мы делали все с нуля. Мы банально объясняли, что это не производственная территория, а центр города, и в будущем тут появится новый потрясающий район. Уверен, что через год-два-три другим инвесторам, будет намного проще.
Влад:
Вы имеете в виду с точки зрения маркетинга?
Андрей:
Нет, не маркетинга. С точки зрения потенциала и ресурса территории. Конечно, очевидный плюс этого места – это вода, но был и минус – к ней не было выхода. Мы нашли решение и создали канал, который «завел воду внутрь полуострова». Все были против, но поддержали после элементарных просчетов. Что такое 350 гривен на квадратный метр, цена которого составляет около 30 тысяч гривен? И в результате ты понимаешь, что потребительская ценность этого решения намного выше, чем эти расходы. Это не причуды дизайна, а в первую очередь экономика. В любом случае, когда что-то предпринимаешь, ты должен понимать, что отвечаешь за эти решения. Существующий ресурс связан с окружением, а потенциальный – с тем, что ты тут создашь. Например, можно попытаться спроектировать какой-то бульвар, пешеходные связи, инфраструктуру, якорный объект, маркер местности. Иными словами, ты можешь придумать какую-то историю, которая формирует эту местность. Можешь попытаться создать целую легенду, сюжет, который развивается с определенной периодичностью, например, фестиваль, много чего. И только потом ты начинаешь работать с архитектором.
Вторая часть девелоперского процесса – это, конечно, проектная работа. На мой взгляд, проектирование – это не самостоятельный «поход» архитектора за результатом. Это глубокий симбиоз между архитектором и заказчиком, с его знаниями и ощущением рынка. Процессу проектирования мы уделяем особое внимание. На этом этапе, я считаю, не может быть радикальных решений. Все должно быть взвешенно. Общественные городские пространства – это живой организм. И нужно очень глубоко вникать в его процессы, чтобы предлагать что-то новое. Поэтому, когда мы занимаемся развитием проектов, мы этому уделяем особое внимание. Это очень увлекательный процесс. Напоминает «ожерелье»: бусинка за бусинкой нанизываются инициативы, инвест-проекты и пр.
Влад:
То есть, на этом этапе у вас уже есть представление, какой объем вы хотели бы получить? И бизнес-модель уже готова?
Андрей:
Да, обычно к этому моменту я уже ее понимаю. Когда встречаемся с архитектором, мы с командой описываем ему ситуацию, все вместе обсуждаем, ставим задачи и оговариваем, какие могут быть дополнительные варианты их решения. Бывает, ты встречаешься с одним архитектором, он делает вид, что тебя слышит и понимает. А когда дело доходит до результата, ты с огорчением получаешь вообще не то, что ожидал. Встречаемся, смотрим работу – будто и не говорили, совершенно не поняли друг друга. И это не вопрос терминологии. Просто вы можете быть сработанными, а можете долго и безуспешно к этому идти. Это как продолжение твоих рук, мыслей, еще чего-то. Бывает, ты работаешь с архитектором, но уже третья попытка, четвертая, пятая, а оно все не то. А бывает, ты поделился с человеком размышлениями, а он: слушай, тут можно так интересно сделать и проект может поменяться полностью под натиском новых идей! История проекта «NEW YORK» начиналась именно таким образом. У нас была площадка с недостроенным фундаментом. Мы понимали, что полностью переделать его не можем, попытались подключить к проекту разных архитекторов, но сложилось в результате все с моим любимым «Buro-o», Алексеем Пахомовым. В итоге все получилось.
Что я мог бы донести через название? Ничего. Даже если бы я выдумал какую-то легенду, это не несло бы в себе содержательную сторону, интересную потребителю. А когда ты говоришь о целом городе, у клиента в голове возникает много историй. Так у нас появился «CHICAGO», поскольку маркетинговая тактика переноса ассоциативного ряда уже работала, мы развивали тему дальше. К тому же, мне лично всегда нравился этот город. После названия приступили к поиску инструментов, чтобы определить аутентику, а потом уже взялись и за разработку архитектуры. Главным архитектором был назначен Юрий Николаевич Бородкин. Объемное решение принадлежало ему, а вот над фасадами и внешним обликом пришлось подумать. Мы долго ломали голову, какими они должны быть.
Влад:
А кто в итоге делал фасады? Также «Buro-o»?
Андрей:
Да, Алексей Пахомов.
Влад:
Очень профессионально сделаны фасады, хорошо проработаны детали, впечатляет отделка. Зеленого цвета – это мрамор?
Андрей:
Да, это мрамор. Интересно, еще вот что: недавно к нам приезжал американец, и сказал, что как только взглянул на еще строящийся комплекс, сразу узнал в нем чикагское здание. По крайней мере, такие ассоциации у него возникли.
Влад:
Вы ощутили удовлетворение?
Андрей:
Конечно! Просто круг замкнулся. Помните, как корабль назовешь, так он и поплывет. Так вот, наш уже вернулся из путешествия. Контекст, содержание, место – все сошлось.
Влад:
А давайте отойдем от образа и нырнем внутрь дома. Количество квартир, планировочные решения, количество комнат вы формируете самостоятельно? Для этого также необходимы маркетинговые исследования?
Андрей:
После того, как мы определились с потенциалом площадки, пытаемся найти ее образ в изометрии. Пока без планировок. Очень общее объемное решение помогает «пристреляться» в ожидаемых ТЭПах и сделать какие-то наброски на функционал. Потом утверждаем концепцию и начинаем работать над ее содержательной частью. На этом этапе мы перебираем каждый этаж. Каждую планировку. Как будет функционировать тот или иной вид коммерции. Как будет функционировать тот или иной вид инфраструктуры. Что такое трафик существующий. Трафик, который мы простимулируем. И мы по пальчикам начинаем перебирать все возможные версии. Их могут быть десятки. Когда ты «собрал» инфраструктуру, дальше с квартирами уже проще. Вы, как архитектор, меня понимаете. Квартиры не вызывают какой-то проблематики, вначале нужно разобраться со всем остальным: с пешеходными связями, автомобильными, с благоустройством. Все это имеет первостепенное значение. Параллельно с этим срабатывает отдельное направление работы – формирование маркетингового брифа. Анализируя окружение и контекст застройки, ты начинаешь собирать портрет потребителя. Портрет недостающего спроса. Потому что существует большое количество локальных покупателей. Есть люди, которые живут, например, в районе Нивки и любят его. Да-да! Казалось бы, жителю Печерска, ну кто захочет жить на Нивках? Но нет! Те, кто там живут, оттуда уезжать не хотят. То есть, существует разный спрос на разную недвижимость в разных районах города. Где-то ты его можешь сформулировать и угадать, где-то ты его воссоздаешь заново. Так у нас складывалось с «SAN FRANCISCO». И вот когда ты в этом всем разобрался, тогда ты «уходишь в красоту», внешний облик, а он должен соответствовать ожидаемым ценовым параметрам.
Влад:
Что является ключевым в формировании портрета клиента?
Андрей:
Location, location и еще раз location. Объекты, которые расположены в центре, рассчитаны на одного покупателя, «SAN FRANCISCO» (а это Нивки, – ред.) рассчитан на другого. Мы ориентируемся на другую цену, другие материалы. Но это абсолютно не означает, что Нивки не достойны качественного концепта, что мы можем проигнорировать организацию общественных пространств, сэкономить на озеленении. Нет, такого быть не может. И, несмотря на то, что это скромный объект, нам нужно, чтобы перед ним тоже были достойный деревья, стильные арт-объекты, места для отдыха и работы. И тут опять в игру идут тысячи сюжетов, множество жизненных сценариев. И если их нет, то объект не будет «жизнеспособным», качественного арендатора, те инфраструктуры, не будет.
Влад:
Какую «жизнеспособность» вы имеете в виду?
Андрей:
Поскольку процесс девелопмента состоит из 5-ти этапов. Последний в нем –это эксплуатация, жизнь людей. Мы ответственны за персонализацию комфорта, сервиса, прозрачность и экономичность, энергоефективность и экологичность, за так называемую домократию – права, которые реализует человек, и за уровень дружественности и доступности услуг. В связи с этим, так называемый ЖЭК мы пересобрали заново. У нас все делает управляющая компания «Атмосфера», а для нее мы изобрели свой «uber», Экосистему SFERA.
Влад:
Это некий проект, который может быть адаптирован вместо других ЖЭКов?
Андрей:
Да, верно. Это абсолютно инновационный программный продукт с абсолютной автоматизацией всех бизнес-процессов, например, декомпозицией любого тарифа до уровня первичного счета к оплате, контроля технологической карты каждой услуги, факта её оказания. Если вы платите за уборку территории, то можете до мельчайших деталей проследить всю схему формирования этого тарифа. Но напомню, эксплуатация – это последний, пятый этап.
Четвертый – это продажи, и мне кажется, что сегодня мы самая технологичная компания, в этом компоненте на рынке, мы пытаемся найти аналогии, но приходится все писать самим. На каждом из этапов мы отслеживаем потребность клиента, чтобы предложить именно то, что ему действительно нужно.
Третий этап – строительство. Это направление очень консервативное, ведь оно связано с качеством, последовательностью, технологией и культурой работ. Существует большая разница в менеджменте статических и динамических систем. Для строительства нужна одна система менеджмента, а для создания проектов, проектирования, маркетинга – другая. Кроме всего прочего, успех зависит и от подрядчиков. Наш Генеральный подрядчик компания КДД – стратегический подрядчик. Она растет вместе с нами, набирает обороты заново, строя наши проекты в Киеве.
Влад:
Тем не менее, у вас одновременно строятся несколько крупных объектов…
Андрей:
«NEW YORK» мы уже открываем, и по срокам почти, как и планировали. Но вот с «RYBALSKY» получилась задержка. Хотя мы работаем по плану и строим гораздо быстрее конкурентов. Мы хотели построить 68 тыс. кв. метров за год. Представьте, такой объем за 12 месяцев! Первый куб бетона был залит 25 декабря 2016 года. И сегодня можно оценить объемы.
Влад:
Да, это огромный объем работы – как общестроительных, так и отделочных. Нюанс заключается в том, что у нас проблема с кадрами, которые могут качественно работать в четко сформированные сроки.
Андрей:
Да, кадры – это большая проблема, но мы ее решаем. У нас отличный стратегический партнер, Компания Перфект групп. У них огромный строительный опыт, мы помогаем друг другу развиваться, у нас получается. В итоге, растут обе компании, синергия надувает нам паруса, новые проекты все интереснее и амбициознее. Кроме того, мы не успокоимся и дальше стараемся выработать подход успевать не к дате завершения проекта, а ее опережения. Тем не менее, что-то успеваем, с чем-то задерживаемся, так как не хотим уступать в качестве. Например, работы по «CHICAGO» движутся практически по графику, «KANDINSKY» в Одессе, благодаря Perfect group, – с опережением.
Влад:
Андрей, но вот из пяти этапов девелоперского процесса вы не назвали еще один, которым вы занимаетесь. Я был приятно удивлен, когда увидел, что вы проводите конкурс на сценарии организации сообщества среди жителей. Этим вообще никто не занимается среди наших девелоперов. Вы строите некий город и думаете о том, что эти люди будут вместе делать и как взаимодействовать между собой.
Андрей:
Как раз этот процесс невозможно отнести ни к одному из тех этапов, которые я перечислил. Конечно, в то время, когда ты занимаешься ленд-девелопментом, ты пытаешься определить эти процессы и этого человека. Потом, на этапе проектирования, ты пытаешься просто учитывать этот фактор и на этапе строительства, ты должен каждый раз помнить.
Кстати, благоустройством мы занимаемся еще до того, как должно закончиться строительство. Для клиента это свидетельствует о будущем качестве объекта формировать ожидания. Чаще всего делается картинка, потом благоустройство решается в последнюю очередь, строят совсем иное, а в итоге все заставлено машинами, инженерными сооружениями.
К своему клиенту нужно обращаться постоянно, на всех вышеперечисленных этапах. И каждый раз детально выверять портрет, к которому ты обращаешься. Сейчас часто бывает, что разрабатывается комплекс, рисуешь себе портрет потребителя. Например, креативный класс. Но когда люди начинают покупать квартиры, ты смотришь по срезу, а у тебя тот – чиновник, а тот – сельским хозяйством занимается. И ты думаешь: а где же эти креативные? И потом только понимаешь, что эти люди хотят таковыми быть! Ты начинаешь беседовать с клиентом и понимаешь, что он хочет в такой атмосфере жить, всю жизнь мечтал быть креативным, творческим человеком, но занесло в сельское хозяйство, и вот только сейчас у него появилась возможность. Поэтому этап, о котором мы говорим (взаимодействие жильцов), непрерывный. Именно это и определяет целостность всего проекта.
Влад:
Это очень интересно, наверное, строить сообщество людей?
Андрей:
Да, это же город. Далай Лама говорил: «Большой город – это умение людей жить вместе».
Влад:
Один из ваших последних проектов «KANDINSKY» развивает тему советского авангарда. Мне эта тема очень близка. В свое время мы проектировали гостиницу «Космополитъ». Я предложил сделать ее арт-отелем с отдельной концепцией для каждого этажа: по одному уровню было посвящено творчеству Малевича, Кандинского, Бурлюка, Экстера и Родченко. Мне кажется, «советский авангард» – очень глубокая и благодарная контекстом тема. Как было в вашем случае?
Андрей:
На самом деле, у нас все случайно получилось. Я рассказывал человеку о Малевиче (в Киеве мы планируем строительство комплекса «MALEVICH», но пока я о нем ничего рассказывать не буду, хотя уже и место есть для него хорошее). Если быть точным, то мой рассказ был о поездке в Нью-Йорк, и о том, что мне было очень приятно увидеть в MOMA (и в Gugentheim) двух украинцев – Малевича и Кандинского на одной стене! А мне он в ответ: «Так Кандинский же – одессит!» Поэтому ЖК «KANDINSKY» в Одессе – это результат коллективного творчества.
Влад:
В вашем кабинете хранится приличная коллекция книг. Какую посоветуете для прочтения?
Андрей:
Смело могу рекомендовать «Брендинг территорий» Кейта Динни.
Влад:
Андрей, вы много работаете с архитекторами, понимаете динамику рынка строительства и архитектуры в Украине и мире. Каким, на ваш взгляд, должен быть сегодня архитектор, чтобы вы с ним захотели работать?
Андрей:
Очень чувствительным. Чувствительным и ответственным к городу. Конечно же, с нестандартным мышлением, твердым в убеждениях, очень аналитичным и хорошим экономистом. К сожалению, фактор здравого смысла, бережливости, баланса возможностей не всегда присущ украинским архитекторам.
Влад:
«Хорошим экономистом» – что вы имеете в виду?
Андрей:
Архитектура – это жизнь, а жизнь – это экономика. Если этого не понимать, то будут появляться просто каменные памятники расточительности. А спрос есть и будет на решения рациональные, на проекты с высоким уровнем проработки, грамотной эргономикой, функциональной организацией, стратегической идеей. Ведь что такое миссия любой стратегии? Это максимально простой путь из точки А в точку Б. Поэтому у архитектора тот еще вызов! Тут нужен очень сложный синтез знаний. Я действительно считаю, что архитектор – это самая важная в жизни общества профессия. Прям вот так громко могу заявить.
Влад:
Что бы вы посоветовали людям, которые хотят заниматься девелопментом? Какие девелоперы нужны сегодня в Украине?
Андрей:
Надо быть наблюдательным. Есть время, когда ты на гребне волны, и когда внизу. Девелопер всегда и обязательно должен соответствовать времени. А еще важна команда.
Влад:
Может, есть совет и для чиновников Главархитектуры?
Андрей:
Если у вас нет понимания, куда вы идете, встаньте и оставайтесь на этом же месте, пока не решите, город какого будущего вы строите!? Таков мой совет.
Влад:
Что мечтаете (планируете) сделать в этом году?
Андрей:
В этом году вижу нашу компанию самой прогрессивной, эффективной и устойчивой развитием на рынке, с высоким уровнем ответственности за преобразование городского ландшафта и городской среды, с наибольшим уровнем доверия потребителя, с новым именем, соответствующим амбициям SAGA Development, создающей историю города вместе.
Фото: Григорий Веприк/TheGATE
Читайте также: На территории заказчика. Беседа архитектора Влада Голдаковского с Сергеем и Евгением Гусовскими.
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Интервью -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Интервью -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Интервью - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.