Виктория Якуша: «Все должно быть уместно: хрущевка не может стать лофтом, как и тосканская вилла не появится на берегу Киевского моря»
Анастасия Белогривцева
Неравенство женщин и мужчин в архитектурной среде, похоже, не вызывает сомнений. Так уж сложилось исторически, что архитектура считается мужской профессией. Согласна с этим и героиня нашего интервью Виктория Якуша. Однако, вопреки сложившимся стереотипам, вот уже 10 лет Виктория — успешный архитектор. А еще — заботливая жена и мать троих детей. Об успехах в профессии, амбициозных заказчиках и обязательном отдыхе в кругу семьи мы говорили во время нашей встречи.
HIS: С чего все начиналось? Можешь ли ты вспомнить период, когда ты принятла решение заняться дизайном и архитектурой?
Виктория Якуша:
Началось все, наверное, еще со школьных лет. Учительница математики, которая преподавала у нас в классе, была женщиной очень строгой, порой изложение материала сводилось к крику. Соответственно, любви к этому предмету я не питала, как и к остальным точным наукам. Хотя учиться всегда хотела и любила. Эта совковая система вбила в мою голову, что с математикой у меня плохо, поэтому я банально увлеклась рисованием. А потом решила поступать в Днепровский государственный университет на факультет дизайна. Еще школьницей я пошла все разузнать на кафедру дизайна, и там меня огорчили: помимо репетиторских уроков, на которые я должна была пойти, что-бы подтянуть все «хвосты», нам с папой озвучили неподъемную на те времена сумму. Я поступила на кафедру архитектуры в Приднепровскую государственную академию строительства и архитектуры. И поступила. Мне очень нравилось учиться, я всегда принимала участие в студенческих конкурсах и побеждала. К тому же, слова похвалы от преподавателей были очень важны для меня. Я не обращала внимания на то, что со мной за партой сидели дети профессоров, я просто училась, стремилась получать пятерки и первые места. Однажды даже курьез случился: преподаватель философии поставил мне четверку, так я к нему три раза пересдавать ходила.
HIS: Расскажи о своем первом проекте.
Виктория:
Первые проекты начали появляться на третьем курсе учебы в академии. Потребность в проектах для портфолио и в деньгах подвигли меня серьезно взяться за дело. Первым стал ресторан в Днепре, который располагался на набережной. Это заведение существует и сегодня, но за 15 с лишним лет там, конечно же, все изменилось. Тогда этот ресторан назывался «Золотой петушок». Работа над проектом давалась нелегко: в чем-то советовалась с одногруппниками, родители которых были практикующими архитекторами, что-то пыталась подсмотреть в интернете (тогда я им пользовалась по ночам благодаря Укртелекому).
HIS: Почему переехала в Киев?
Виктория:
Мне хотелось большего. Я реализовала немало проектов в Днепре, и начала задумываться о новых горизонтах. Официально годом открытия студии считается 2007, последние 5 лет мы работаем в столице.
HIS: Твой любимый проект от Yakusha Design Architecture&Interior design. Расскажи о нем.
Виктория:
Ответ однозначный — это «Дом-куб» — небольшой уютный дом площадью в 200 квадратов, что располагается под Киевом. А еще — Этно Village, проект первого в Украине экологичного автономного коттеджного городка.
HIS: Интересно узнать о команде, которая с тобой работает.
Виктория:
За годы практики в Днепре у меня сформировалась дружная команда. Но когда я решила переезжать в Киев, мне не было что предложить ребятам. Я сама ехала по сути в никуда: у меня не было в столице жилья, не было дюжины проектов, я просто боялась осесть в Днепре, и с появлением семьи потом не сдвинуться с места. Тогда у большинства моих сотрудников не было возможности переехать, а у меня не было для них гарантий. Правда, некоторые из моих днепровских коллег до сих пор работают со мной дистанционно. Моя киевская команда – это молодые специалисты, которые не боятся работать и брать на себя ответственность. Штат состоит из шести работников, еще трое работают дистанционно при необходимости. Не буду скрывать, к своим работникам я отношусь как ко второй семье, постоянно переживаю: того в армию могут забрать, а та в декрет ушла (улыбается, — ред).
HIS: Твой стилистический почерк узнаваем. Как оно — отойти от трендов, но создавать всегда актуальные пространства?
Виктория:
Ты знаешь, я не считаю стилистику, в которой я работаю, узнаваемой. Тут все зависит от объекта. Но единственная черта, которая повторяется в каждом проекте, — чистота. Нет, мы не вычищаем все до стерильности, но любим, чтобы все было лаконично. Мне не раз говорили, что мои работы узнаваемы, но для меня это пока необъяснимо. Что касается трендов: это такая штука, которую ты волей-неволей да учитываешь. Модные веяния на тебя влияют сами, это происходит автоматически: появляются новые ткани, материалы, постоянно обновляется палитра. Существует настоящая машина индустрии, где трендсеттеры с ключевыми производителями и брендами навязывают тебе эти новинки, и обойти эту машину почти невозможно. Нам это также не под силу, единственное, что в наших руках, — грамотное следование этим постоянно возникающим трендам. Допустим, страсть многих к скандинавскому стилю (как и к лофтам до этого) мне не понятна. Ведь в большинстве случаев реализации интерьеров в этих стилистиках в нашей стране выглядят бутафорно. Я считаю, что все должно быть уместно: хрущевка не может стать лофтом, как и тосканская вилла не появится на берегу Киевского моря. Мы стараемся впитывать все новинки, но делаем это грамотно.
HIS: Над какими проектами работаешь сейчас?
Виктория:
Сейчас я работаю над особняком, площадь которого составляет 700 м². Но вероятность того, что я смогу показать снимки этого объекта общественности, опубликовав у вас в журнале, очень мала. Также проектируем интерьер трехуровневой квартиры площадью 400 квадратов.
HIS: Были ли проекты, с которыми вы не могли справиться или по определенным причинам тебе пришлось отказать заказчику?
Виктория:
Да, такие случаи бывали. Это случалось пару раз, когда я только начинала свою архитектурную деятельность. Самое парадоксальное — я ругаюсь со своими заказчиками и дружу одновременно. Некоторые из них стараются рассказать мне, как я должна делать свою работу, я же аргументированно доказываю, что этого делать не нужно (смеется, — ред). Вот тут иногда и возникает конфликт, который всегда заканчивается счастливым результатом. Такие ссоры я рассматриваю как неотъемлемый и своеобразный этап «притирки», который дает о себе знать уже на стадии реализации проекта.
HIS: Залог твоего творческого успеха?
Виктория:
Я не могу сказать, успешна ли я, так как если рассуждать объективно, все это дается нелегко. Тут играют свою роль и человеческий фактор, и амбиции некоторых заказчиков, и необходимая в любой работе стрессоустойчивость, и фактор доверия. Для успеха что надо? — Пахать и получать удовольствие.
HIS: Ты — счастливая жена и мама троих детей. Это высокая занятость и колоссальная нагрузка. Как ты все успеваешь?
Виктория:
Супруг, конечно, хотел бы, чтобы я меньше думала о работе. Я же считаю, что архитектура — это не профессия, это состояние души, и меньше думать о работе у меня не всегда получается. Поэтому я стараюсь успевать все, хотя без помощи мужа я вряд ли справилась бы. Он меня очень поддерживает и помогает.
HIS: Есть ли у тебя хобби помимо творческой работы?
Виктория:
Я преподаю. «S в кубе» (Start. Support. Success) — моя авторская программа, в которую я вложила ключевые кейсы за 10 лет своей архитектурной практики. Курс родился по причине многочисленных запросов молодых специалистов и выпускников профильных ВУЗов. Еще во время учебы я поехала на стажировку в Страсбург (Institut national des sciences appliqués), чтобы усовершенствовать теоретические знания. Уже тогда во Франции мне поступали предложения остаться и преподавать студентам-архитекторам. Но я не осталась, так как на тот момент у меня совершенно не было опыта. Преподавать сухую теорию я не стала. Сейчас же считаю, что пришло время, у меня есть чем поделиться. «S в кубе» будет полезен начинающему дизайнеру, архитектору, который хочет подняться на уровень выше; представителю других профессии, желающему обучиться дизайну; опытному дизайнеру, который ищет новые направления и желает расширить область знаний в сфере дизайна, архитектуры, а также стать увереннее и смелее в своих проектах. На другие увлечения у меня просто не остается времени.
HIS: А предметка?
Виктория:
Хм, предметка — да, но это какое-то очень дорогое хобби получается. Это не статья доходов, это отдельная статья расходов (смеется, — ред). Учитывая, что я люблю все делать хорошо, статья расходов немаленькая.
HIS: Что стало поводом заняться предметкой? По какому принципу ты выбираешь материалы? Что пытаешься передать через формы?
Виктория:
Предметкой я начала заниматься в рамках интерьерной и архитектурной деятельности. Так складывалось, что работая над одним, вторым, третьим объектом, мне необходимо было проектировать и отдельные предметы мебели. Так спустя время, в 2014 году появилась моя первая коллекция Faina. Не так давно я презентовала ее дополненную версию. Через предметы коллекции я старалась передать всю силу и мощь украинского этноса, но в современном его облике. Украина для меня — это теплые звездные вечера, уютные села, прохлада карпатских гор, красота красной ленты… И каждый, кто взглянет на предметы моей коллекции, не только увидит этот колорит, но и почувствует его. Хрупкая глина, мягкая шерсть, мощное дерево, национальный орнамент, простая форма — это и есть моя Faina.
HIS: Чем еще любишь заниматься в свободное от дизайна, проектов и воспитания детей время?
Виктория:
Выходные дни мы проводим с семьей на природе, любим устраивать пикники у дома и жарить шашлыки. На бытовые проблемы стараемся не тратить время. Для нас лучше посмотреть фильм, приготовить что-то вкусное, отправиться на прогулку, выпить с мужем вина. За границу чаще всего я летаю одна, совмещая деловую поездку с отдыхом. Чтобы отправиться семьей в отпуск мы вынуждены многое просчитывать, ведь путешествия для пятерых (двое взрослых и трое детей) полны организационных нюансов. Несмотря ни на что, дважды в год мы выбираемся к морю и в горы, а еще стараемся куда-нибудь поехать в октябре на мой день рождения.
Фото: Григорий Веприк/TheGATE
Читайте также: Виктория Оскилко и Наталья Щира: «Сильная идея в проекте — как позвоночник в теле человека, остальное же — дело техники и мастерства».
Всё больше и больше новостей о новой криптовалюте Николая Дурова. По информации из анонимного источника стало известно, что официальная дата выпуска криптовалюты намечен на конец 2019 года. Новый токен Gram будет являться расчётной единицей среди пользователей мессенджера Telegram. По заявлениям ряда экспертов данная монета станет одним из ведущих альткоинов сразу после листинга на крупнейшие криптовалютные биржи.-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Интервью -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Интервью -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Интервью - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.