Transformations в рамках Paris Design Week. Встреча с идеологами проекта
Анастасия Белогривцева
Из года в год, в сентябре, любимый многими Париж перед своими гостями предстает в новом образе. Толпы простых туристов в разы увеличиваются, благодаря профессиональным дизайнерам, которые съезжаются сюда на Paris Design Week. Для кого-то это начало нового дизайн-года, а для кого-то — повод заявить о себе. Громким и знаменательным в 2017 стал дебют именно украинских дизайнеров, которые не просто показали себя в рамках проекта Transformations, но и стали первыми в обзорах топовых международных СМИ. Обо всех участниках мы рассказывали вам накануне выставки, но ни слова не говорили об организаторах. С Ольгой Богдановой, Анастасией Белецкой и Саной Шевченко мы встретились лично, чтобы разузнать обо всех сложностях и успехах проекта.
HIS: Когда вас посетила идея взять курс на Париж?
Оля:
Она пришла ко мне в лице Насти Белецкой и сказала: «Сейчас или никогда».
Настя:
Перед тем как участвовать в какой угодно неделе дизайна, нужно изучить контекст. Я давно присматривалась именно к Парижской неделе, потому как кроме удачного расположения и дружественной PR-политики организаторов выставки «специфика» недели дизайна включает и арт.т Был ещё один неоспоримый аргумент — французская аудитория очень любопытна и интересуется новым.
Сана:
Первый проект в рамках Парижской недели дизайна для меня стал приключением: просто я заразилась от Насти ее идеей и как-то быстро имплантировалась в процесс. История с дизайном для меня была новая, но «сочиненных» и реализованных арт-проектов к тому времени за плечами было много — поэтому все произошло естественно.
HIS: По каким критериям и показателям вы совершали отбор работ и участников проекта?
Настя:
Первый критерий — это моральная готовность выходить на новый рынок. Потом идут эстетические и функциональные характеристики объектов. Важно ещё, что в процессе реализации проекта мы все отмечаем «неслучайность» случайного выбора, так как участники после завершения проекта нередко находят друг в друге партнеров для дальнейшего развития своих бизнесов.
Оля:
Прежде всего, я ориентировалась на свой опыт. Мы выбирали из того, что есть, а есть не много, если копнуть глубже. Потом возникла идея собрать концепты посредством конкурса и реализовать их с производителями. Собрать удалось немало, больше 18-ти работ, а вот с реализацией и коммуникацией между производителями и дизайнерами все оказалось сложнее.
HIS: Поделитесь собственными впечатлениями о конкурсе проектов молодых дизайнеров: ожидания, огорчения, реальность.
Оля:
Хочу акцентировать, что это был отборочный конкурс, не гран-при и не премия. Собрать небольшую экспертную группу оказалось довольно легко. Зарегистрировать всех участников и скрыть их под определённым номером вручную оказалось задачей одной бессонной ночи. Скажу честно, не ожидала такого доверия со стороны участников. Было приятно получить такое огромное количество писем, благодаря чему нам удалось создать неплохую базу молодых дизайнеров. Не думаю, что мы удовлетворили ожидания дизайнеров, скорее нет. Лишь один проект удалось реализовать для Парижа, еще несколько в процессе реализации, несколько продуктов превратились в бренды благодаря усилиям самих же дизайнеров. Могу лишь сказать, что до сих пор слежу за судьбой первой 70-ки.
Настя:
Я очень хотела, чтобы это произошло. Спасибо Оле, она осуществила мою мечту: эскиз, проект, реализация и всё это на «летних каникулах». Если серьезно, то я ничего не ожидала, мы спланировали процесс и запустили работу. Когда Оля в определенный момент сказала, что прислано более 100 работ (по итогу 180 на момент завершения конкурса), я только скрестила пальцы в надежде, чтобы там было что-то стоящее и настоящее. В реальности оказалось, что дизайнеры более чем адекватны, и 70 концептов, которые были присланы на конкурс, заслуживают того, чтобы их увидел покупатель. Буду надеяться, что они найдут своих производителей.
HIS: Как вы между собой разделяете обязанности? Кто за что отвечает и почему?
Настя:
В нашем агентстве Creaheart мы разрабатываем идеологию проекта, каждый раз стараясь немного «вытянуть» за уши и смоделировать ситуацию. Если вспомнить все наши проекты, то прослеживается логика каждого последующего: «Design Exists» (Bologna Design Week 2015), «Полеты во сне и наяву» (Paris Design Week 2016), «Сollaboration» (Bologna Design Week 2016), «Transformation» (Paris Design Week 2017). Каждый раз мы хотим изобразить ситуацию, происходящую на нашем рынке, через себя: да, мы есть, потом мы стараемся начать сотрудничать, находимся в совместном поиске, а затем трансформируемся. В следующем году мы надеемся «усложнить» путь и пойти ещё дальше в открытии креатива. Планируем реализовать это в проекте «Diffusion», который мы начинаем готовить для Paris Design Week 2018. Он должен будет совместить ещё больше разных направлений в дизайне и дать начало для работы дизайнерам из смежных сфер. Creaheart дает проекту видимость и слышимость. Если представить, что все участники дизайн среды плывут в лодке по реке, то на время проекта мы своих участников пересаживаем в дирижабль и поднимаем над рекой, или даже выше — над другими реками (улыбается, — ред).
Prostir86 — соорганизатор проектов «Полеты во сне и наяву», «Transformation», в которых Ольга Богданова занимает позицию архитектора экспозиции. Это огромный труд, ведь нужно постараться уделить каждому участнику внимание, найти правильное положение его изделию на локации и застроить ее комплексно. Ещё на Ольге лежит миссия научить дизайнеров работать с производителями, а производителей взаимодействовать с дизайнерами.
Оля:
Да, я шла на этот проект как куратор, отвечать за контент, кто и что будет представлять, и как это будет представлено. Проекту нужен был архитектор, но с пониманием происходящего в предметном дизайне. Так как проект молодой, то пришлось вникать и в организаторские моменты, подыскивать партнёров.
Сана:
В проекте Creaheart я — медиа-координатор, детонатор же процесса — Настя. «Ядерная реакция» исходит от нее. Моя задача — правильно уловить эти волны, вычленить главные, ключевые, стратегически важные моменты, вербализировать их и ретранслировать. Конечно, камертон — Настя. Но многие вещи у нас рождаются и получают развитие в тандеме. И почти всё обсуждаем, непрерывно говорим об этом, дополняем друг друга и умеем отсечь лишнее, сосредоточившись на главном. И это замечательно. Что касается конкретных задач: я веду всю организационную и пиар-коммуникацию с дирекцией PDW, отвечаю за финальную подготовку всех информационных материалов и за их дальнейшую «судьбу» в западных и украинских СМИ. Курирую подготовку всей печатной промо-продукции проекта. Моя основная задача в проекте — выстроить и реализовать медиа-кампанию. И здесь пришелся очень кстати весь мой предыдущий опыт. До Creaheart я 15 лет проработала в журналистике: и на телевидении, и на радио, и в печатных, и в электронных СМИ, кроме того, как куратор реализовала около 30 различных арт-проектов, в том числе несколько международных. Занималась их медиа-сопровождением. Я досконально знаю специфику работы различных СМИ — и это, конечно, очень важно. И отлично знаю, как работают все мелкие «винтики» такого большого проекта. Поэтому мы не упускаем важных звеньев цепи. С Настей у нас выстроились очень гармоничные и конструктивные рабочие отношения — мы умеем доверять и делегировать друг другу части работы по проекту. Этот тандем сложился как-то сам собой, и такая гармоничная расстановка сил внутри проекта, конечно, большая удача для партнеров.
HIS: Уверена, что не обошлось без трудностей. Расскажите о сложностях, с которыми вы столкнулись в Киеве и о «факапах», которые, возможно, ждали вас в Париже?
Настя:
Всегда непросто выдержать правильные расстояния в общении с людьми, но это очень интересный и необходимый навык — всегда «усложнять» себя, чтобы упрощать другим людям понимание. Мне кажется, что самый сложный этап в проекте не только для меня, но и для каждого участника, — это делать новые вещи и понимать, что гарантировать результат может только ситуация.
Оля:
Контент — это основная трудность. Я сразу понимала, что его практически нет. Мы замахнулись на тему «Трансформация» и попытались создать такие предметы при помощи конкурса, но это оказалась скорее история «первый блин комом». Потом нам удалось получить место на центральной площадке Les Docks, и мы посчитали это победой: «Две локации на одной неделе дизайна! Вау!» Но не тут-то было: почти невозможно описать, что такое монтироваться одновременно в двух разных концах города, открываться 8-го числа в одном помещение, а 9-го — в другом. Нервы зашкаливали у всех. Для меня большой неожиданностью на Les Dock оказалась наша неостровная локация. Это абсолютно разрушило мой первоначальный замысел, а потом ещё появился сосед с «прекрасной» стеной из ДВП, и наши 12 м², и без того маленькие, превратились в стенд «Эй, вы! Там, за стеной!» В общем, пусть простят меня все дизайнеры, но мне ничего не удалось сделать с этими обстоятельствами. Брали женским шармом из-за угла.
Сана:
Каждый, кто хоть раз занимался организацией чего-либо, в чем задействовано больше 5-ти человек, знает, что самая большая трудность — человеческий фактор. Особенно, если в проекте больше 20-ти действующих лиц, каждый из которых — яркая творческая личность. Добавьте теперь географический фактор: сюда относится как «физическое» перемещение объектов, так и ментальные особенности другой страны, которые необходимо учитывать, и правила игры, которые очень отличаются от привычных нам. Тем не менее, в этот раз мы довольно точно рассчитали время для подготовки проекта со всеми его составляющими: в принципе, это 3 месяца достаточно интенсивной работы, а перед этим — 3 месяца более расслабленного режима. Сам проект готовился около 7-ми месяцев.
Сложности, в основном, были организационного характера. Я не говорю о колоссальной работе, проделанной Олей как куратором по организации конкурса «Трансформация» и подбору участников — это целиком ее заслуга. Сложный момент — перевозка объектов во Францию. Это, прежде всего, стресс. Второй момент — застройка одновременно двух локаций в разных частях города, о которых упомянула Оля. Дистанционное «предусматривание» и «дирижирование» всех орг-моментов: встреча груза, разгрузка, погрузка, монтаж, организация открытий, работа на двух локациях одновременно, демонтаж, упаковка, погрузка, отправка. Параллельно нам нужно быть всегда красивыми и пушистыми, и находиться во всех местах одновременно (улыбается, — ред). Общаться, по ночам писать статьи, отвечать на письма, координировать все процессы. Мы благодарны всем участникам, которые работали с полной отдачей. Но для меня лично самый большой стрессовый фактор — это груз ответственности за то, чтобы все прошло «по плану», ведь это ожидания большой команды людей. Конечно, в конце поездки наши хрупкие плечи уже были в невменяемом состоянии: три грации носились по Парижу, шатаясь от усталости, но абсолютно счастливые! Что касается серьезных проколов, в этот раз их не было. Во всяком случае, на мой взгляд. Все-таки, это не первый международный проект, и неожиданностей не было. Были ожидаемые рабочие сложности, которые мы мужественно преодолели.
HIS: Какие задачи вы ставили перед собой в рамках Transformations? И какие из них были действительно решены?
Настя:
Я всегда хочу видеть украинские имена в контексте «Украина, дизайн, мир» в международных СМИ. И в Париже мы вновь этого добились. Также я хотела бы видеть продукты украинского дизайна в парижских, миланских и многих других концепт-сторах. Это следующий шаг, над которым мы сейчас работаем. Такие шаги не делаются поспешно. Это закономерный результат сложного процесса. И благодаря проектам имиджевым, таким как Paris Design Week, мы с каждым разом всё ближе и ближе к настоящей коммерциализации. Это процесс «эволюционный».
Оля:
Название «Трансформация» превратилась для нас в процесс личностной и ментальной трансформации. Что, по моему мнению, действительно удалось — так это наша главная инсталляция «Пульс жизни». Ее я долго искала, и сделала ставку на Валеру Кузнецова, с которым мы придумали форму его фигурам из резиновых отходов от обуви. У нас получилось сердце, с которым хорошо поработал Eхpolight с Колей Каблукой. Он дал ему как раз смысловую трансформацию за счёт световых и кинетических эффектов, а партнёры из Music Hall дополнили все это потрясающим акустическим эффектом. Наше сердце было живое: реагировало на посетителей, меняло форму, цвет и просто завораживало, а ещё оно говорило об отношении человека и природы: спасая мир от пластика, мы дарим ещё одно сердце и жизнь.
HIS: Это значит, что украинцам можно ждать Transformations_2?
Оля:
Каждый год проект получает новое название. Стоит не только ждать, но и активно участвовать.
Настя:
Стоит ждать продолжения эволюции (улыбается, — ред). Трансформация уже идёт. На очереди следующий этап.
HIS: Что посоветуете будущим участникам проекта? О чем их попросите?
Оля:
Очень важно, когда участник попадает в проект, понимать, что ты — часть большой команды, и работать в команде как интересно, так и сложно. Важно не тянуть на себя одеяло, но и не перекладывать ответственность на других. Очень хочется, чтобы дизайнеры понимали, что от их личной работы на стенде зависит их же успех. Люди привыкли общаться с живыми людьми, и ни одна табличка или видео не передаст те эмоции и глубину проекта, как сам дизайнер.
HIS: Поделитесь планами вашей по-женски хрупкой, но по-дизайнерски сильной и неповторимой тройки.
Оля:
Удивить мир.
Настя:
Да, мы будем держаться вместе, потому что среди нас нет «заменяемых», а в сотрудничестве мы только усиливаем индивидуальные качества друг друга. Надеюсь, это не только мое мнение.
Сана:
Планов множество: мы уже расписали мечты на год вперед (смеется, — ред). У нас у каждой есть по волшебной тетрадке: все, что в нее записываем, все реализуется и воплощается. Каждый день у нас рождаются идеи, каждой из которых хочется посвятить часть жизни. Почти все они вращаются вокруг предметного дизайна. И это прекрасно! Думаю, скоро вы о них услышите. Кстати, у меня и у Оли Богдановой дни рождения в сентябре, причем даты совпадают с PDW. Традицию отмечать день рождения в Париже я менять в ближайшие годы уж точно не планирую.
Фото: Григорий Веприк.
Читайте также: Сергей Махно: «Ошибаться – не стыдно, стыдно ничего не делать» (начало).
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Интервью -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Интервью -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Интервью - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.