Скульптура «Поколения» или семья мамонтов в Гатном от Влада Голдаковского
Анастасия Белогривцева
Made in Ukraine. Предметы мебели и декора от отечественных мастеров
На ландшафтном участке у одного из недавно построенных ТРЦ в Гатном (Киевская обл.) этим летом появились мамонты – тематическая скульптура под названием «Поколения», автором которой является киевский архитектор Влад Голдаковский. Их появление в данном месте полностью оправданно. Во-первых, перед командой архитектурной группы АДС, частью которой есть Влад, была поставлена задача обозначить особенность данного участка, а во-вторых, именно здесь в далеком 1947 году был найден скелет мамонта, что сейчас хранится в столичном музее палеонтологии. Так что появившиеся мамонты по сути были тут всегда.
«Сделать скульптуру про того самого мамонта было бы неинтересно и художественно неправильно, – объясняет архитектор. – Хотелось создать из этого нарратив. В итоге, я использовал данный образ для того, чтобы рассказать историю, о том, как развивается общество, искусство и культура, о том, как проходит трансформация наших взглядов и отношений, подобно киноленте. Мне не приходиось раньше заниматься скульптурной пластикой, тем более такой объемной. Но, как оказалось — процесс очень увлекательный. Вначале я обсудил с конструктором внутренний каркас и сделал 3д модель скульптуры с внутренникми конструкциями. Я всегда работаю в 3д, так легче думать. Потом сделал раскрой металла и всех его плоскостей. Получились чертежи на порезку и дальнейшую сварку. В этом мне помогла группа SOM, спасибо им большое».
В результате видим достаточно простой и одновременно емкий образ, близкий в сущности для многих: каждый из нас помнит декоративные фигурки слоников на шкафу в интерьере гостиной многих наших сограждан, которые Влад Голдаковский использовал, как образ и спроецировал на него историю.
«Я бы сказал, что эти три фигуры – это такая себе раскадровка, процесс, который мы наблюдаем в движении, ведь основная точка восприятия скульптурной группы – с дороги, проезжая мимо ТРЦ. Казалось бы, скульптура стоит на месте, но ее составляющие динамично меняются на нескольких уровнях: в объеме и в своем смысловом выражении. От первой к третьей».
Объем первой фигуры был создан подобно наскальному рисунку. Архитектор проанализировал много доисторических изображений мамонтов и на основании этого и сделал этот объем. Полученная 3D модель была разбита на плоскости.
«Это стало первой точкой инсталляции. Вообще примитивный образ он очень цельный. Люди, которые его создавали, жили в очень тесной связи с природой, практически не отделяли себя от мира вокруг, существовали в одном с ним потоке, чувствовали его как одно целое, не разделяя на части, а воспринимая как одну систему».
Это чувство связи (между живыми существами, между человеком и природой), по словам архитектора, постепенно было вытеснено дефрагментацией восприятия самого человека. Ведь именно он постепенно, сам того не осознавая, начал делить мир на части: на себя и на среду, как на отдельные элементы. Таков был процесс познания, когда мы вполне логично делим предмет на части и анализируем их. Но, как это не прискорбно осознавать, постепенно, идя таким путем, мы теряем связь с целым.
Вторая фигура – это вторая точка: мамонт уже начинает терять свою органичную форму, отдельные его части становятся геометричными и форма ломается. Она становится все условней и условней, как и человек, в сущности начинает воспринимать цельную картину мира дискретно, не понимая ее.
«Это непонимание – на самом деле несоответствие ей, – продолжает объяснять Влад. – Человек пытается компенсировать различными инструментами, механическими приспособлениями. Развивает промышленность. Машины. И наконец, компьютер, цифровая эпоха. Биты. Растр. Модернизм. Малевич. Мы полностью членим мир на части».
Третья фигура – это цифровая дискретная реальность, в которой, по словам Влада, мы сегодня находимся. Люди смотрят на мир через экраны своих смартфонов. Человеку проще и комфортнее написать в чате фейсбука, чем позвонить или встретиться.
Главным становится вопрос общественной связи. Как объединить все в одну картину: прошлое, настоящее и будущее, себя и окружающих? Именно об этом рассказывают, казалось бы, простые на первый взгляд мамонты у ТРЦ в Гатном.
Читайте также: Владислав Голдаковский: «Мы должны проектировать не жилые площади, плотности застройки, инженерные сети. Мы должны проектировать связи и отношения».
-
«Майбутнє Минулого»: проєкт зі свідомої реновації архітектурної спадщини від IK-architects
-
Українське 'Джерело' в Нью-Йорку: колекційний дизайн на виставці Salon Art + Design
Событие -
Краса з українським характером: G×BAR і HVYLYA interior design у Тернополі
Выбор редакции -
Український прорив у світі еко-дизайну: «стіни, що дихають» від MAKHNO STUDIO потрапили у фінал Dezeen Awards 2024
Идея -
Одразу 2 проєкти YOD Group отримали відзнаку Best of Best в Міжнародній архітектурній премії Architecture Masterprize
-
«Архітектори надії»: фільм про відбудову України під час війни
Событие - Ищу идею Сила символів: Waone створив мурал на честь ГУР на Подолі Український художник Володимир Манжос, більш відомий під псевдонімом Waone, презентував новий мурал у Києві. Його твір «Мудрий пануватиме над зірками» тепер прикрашає стіну однієї з будівель на Подолі. Ця робота має особливе значення — вона створена у співпраці з Головним управлінням розвідки Міноборони України (ГУР) і символічно відображає їхню діяльність у боротьбі за незалежність України.
-
Відбудова Херсона: конкурс Resilient Cities: Ukraine на найкраще бачення майбутнього міста з використанням Autodesk Forma
Промо -
Відродження мистецької спадщини: воркшоп "Ближче. Мозаїка України"
Событие -
Panoptikum Collections на Maison et Objet: сила українського колекційного дизайну
Событие