Парижские Villes Nouvelles: футуристический урбанизм конца ХХ века

HIS
Амбициозная архитектура «будущего», что осталась далеко в прошлом
Почти сразу же после окончания Второй мировой войны во Франции начался период великого процветания, что был связан прежде всего с экономическим прогрессом. Хотя первые послевоенные годы было трудными, три десятилетия с момента завершения военного конфликта до нефтяного кризиса 1973 года были действительно золотыми для страны. Эти года известны как Les Trente Glorieuses (1945 – 1975). Так, с действующим Планом Маршалла произошло резкое увеличение промышленного производства, что привело к полной занятости и мобилизации людей из сельских районов в города. На рост населения также повлиял бэби-бум и иностранные иммиграции с бывших колоний (особенно с Алжира).
Для французов этот период прежде всего был связан с жилищной проблемой, так как большие промышленные города тогда были перенаселены. Дабы решить эту проблему, государственные власти принимают решение о строительстве так званых Grands Ensembles (с фр. - больших ансамблей) — колоний общественного жилья.), в 1965 году взятый курс дорабатывается и принимается решение о создании Villes Nouvelles (Grands Ensembles вызвали сильную общественную полемику, ведь были лишены необходимой для жизни инфраструктуры).
Всего было создано 9 Villes Nouvelles (с фр. - новые города), но особого внимания стоят те, что были сведены в окрестностях Парижа. Звезд амбициозного проекта насчитывается 5: Эври и Мелюн-Сенарт (сегодня, Сенарт) на юго-востоке от столицы, Санкт-Квентин-ан-Ивелин, Марн-ла-Валле на северо-востоке и Сержи-Понтуаз на северо-западе. Правда, успех «новых городов» не так долго длился и они не были оценены по достоинству. Нефтяной кризис 1973 повлиял на принятую государственную программу, замедлил их строительство и модифицировал реализацию двух последних (они отличаются от первых трех). Мало кто мог предвидеть, но буквально через несколько лет после заселения, из-за нехватки рабочих мест рядом с домом многие жильцы покинули новые кварталы.
В 2011 году фотограф Лоран Кроненталь (Laurent Kronental) провел серию съемок уже пожилых обитателей этих футуристических пригородов Парижа. Какими были созданы эти жилые кварталы, и какими они стали сегодня читайте далее.
Эври (1969)
Эври был первым в Villes Nouvelles Парижского региона. Это — небольшой муниципалитет на юго-востоке от Парижа, недалеко от "оси" динамического развития — автомагистрали Autoroute A6, которая соединяет Париж с Лионом.
Из этого жилого массива родились первые кварталы: Парк Окс Ливр (1971), Шамптье дю Ко (1972), Агуадо (1974) и, наконец, Ле Пирамид (1975), возможно, самый представительный в рамках инновационной архитектуры.
Сержи-Понтуаз (1969)
Буквально через четыре дня после Эври был открыт Сержи-Понтуаз. Как выглядит он сегодня мы, увы, не можем показать, так как данный комплекс был закрыт еще в 2002.
Санкт-Квентин-ан-Ивелин (1970)
На юго-западе от Парижа в 1970 году был построен третий "новый город", который включал в себя 11 коммун ( к концу 1983 года их насчитывалось только семь).
Санкт-Квентин первоначально был установлен на болотистой почве и в своем арсенале имел многочисленные искусственные озера. Над его архитектурой работал Рикардо Бофилл, подарив миру такие шедевры как Ле Виадук (оба 1982), Ле Храм дю Лак (1986) и прочие.
Марн-ла-Валле (1972)
Территория, что предназначалась для массового заселения и находилась на южном береге реки Марна, стала носить название Марн-ла-Валле. Местность, что прежде относилась к сельскохозяйственной среде, обрела ряд урбанизированных строений — образцов поразительной постмодернистской архитектуры: Ле Eспас Абраксас (1978-1983) Рикардо Бофилла, Ле Арена Пикассо (1985) Мануэля Нуньеса-Яновского.
Мелюн-Сенарт (1973), позднее переименованный в просто Сенарт
Последним из «новых городов» в Парижском регионе был рожден в 1973 году Мелюн-Сенарт, что состоял из 18 коммун. В 1997 году район переименовали на Senart, так как количество кварталов сократилось и они стали относится к одному SAN (профсоюз агломерации).
Парижские Villes Nouvelles, что были популярны лишь при своем рождении, помогли исследовать в архитектуре пересечение трех очень важных аспектов: технологий, «социального жилья» и великого, но умирающего образа классицизма. «Версаль для людей» — так назвал одну из своих работ архитектор Бофилл.
Всю глубину сложившейся ситуации показал и Лоран Кроненталь: его серия «Воспоминания о будущем» — не что иное, как размышление о смысле создания и последующего существования подобных «великих строений». Повседневная жизнь уже пожилых героев этих снимков протекает на фоне не жилых кварталов, а эгоистичных архитектурных памятников, что были созданы в условиях послевоенной гонки.
Источники:
-
Вілла над прірвою: як Villa Sidonius перетворила складний ландшафт на свою перевагу
Архитектура -
Portlantis: новий культурний центр у порту Роттердама
Архитектура -
Без кутів і меж: унікальний круглий дім у Мексиці від Locus
Архитектура -
Захист авторських прав архітекторів: у Києві відбудуться події, присвячені інтелектуальній власності
Событие -
Ищу идею Офісна будівля «Власне місто» – коли архітектура дихає разом із простором Офісна будівля «Власне місто», спроєктована майстернею Віктора Кудіна та відзначена гран-прі Премії Національної Спілки Архітекторів України (НСАУ) 2024, є маніфестом відкритої архітектури. Вона поєднує сучасний дизайн, функціональність і гармонійну інтеграцію з природним середовищем. Це не просто офісний простір, а експеримент, що переосмислює взаємодію людини з містом.
-
Gelephu International Airport: Традиції Бутану у сучасній архітектурі від BIG
Архитектура -
Китайський архітектор Лю Цзякун отримав Прітцкерівську премію 2025 року
-
Архітектурний MeetUp: Як покохати модернізм і врятувати його від забуття?
Событие -
Оголошено переможців «Премії Національної спілки архітекторів України 2024»
Событие -
La Nube: дитячий музей від Snøhetta, що об'єднує людей
Архитектура