Парижские Villes Nouvelles: футуристический урбанизм конца ХХ века
HIS
Амбициозная архитектура «будущего», что осталась далеко в прошлом
Почти сразу же после окончания Второй мировой войны во Франции начался период великого процветания, что был связан прежде всего с экономическим прогрессом. Хотя первые послевоенные годы было трудными, три десятилетия с момента завершения военного конфликта до нефтяного кризиса 1973 года были действительно золотыми для страны. Эти года известны как Les Trente Glorieuses (1945 – 1975). Так, с действующим Планом Маршалла произошло резкое увеличение промышленного производства, что привело к полной занятости и мобилизации людей из сельских районов в города. На рост населения также повлиял бэби-бум и иностранные иммиграции с бывших колоний (особенно с Алжира).
Для французов этот период прежде всего был связан с жилищной проблемой, так как большие промышленные города тогда были перенаселены. Дабы решить эту проблему, государственные власти принимают решение о строительстве так званых Grands Ensembles (с фр. - больших ансамблей) — колоний общественного жилья.), в 1965 году взятый курс дорабатывается и принимается решение о создании Villes Nouvelles (Grands Ensembles вызвали сильную общественную полемику, ведь были лишены необходимой для жизни инфраструктуры).
Всего было создано 9 Villes Nouvelles (с фр. - новые города), но особого внимания стоят те, что были сведены в окрестностях Парижа. Звезд амбициозного проекта насчитывается 5: Эври и Мелюн-Сенарт (сегодня, Сенарт) на юго-востоке от столицы, Санкт-Квентин-ан-Ивелин, Марн-ла-Валле на северо-востоке и Сержи-Понтуаз на северо-западе. Правда, успех «новых городов» не так долго длился и они не были оценены по достоинству. Нефтяной кризис 1973 повлиял на принятую государственную программу, замедлил их строительство и модифицировал реализацию двух последних (они отличаются от первых трех). Мало кто мог предвидеть, но буквально через несколько лет после заселения, из-за нехватки рабочих мест рядом с домом многие жильцы покинули новые кварталы.
В 2011 году фотограф Лоран Кроненталь (Laurent Kronental) провел серию съемок уже пожилых обитателей этих футуристических пригородов Парижа. Какими были созданы эти жилые кварталы, и какими они стали сегодня читайте далее.
Эври (1969)
Эври был первым в Villes Nouvelles Парижского региона. Это — небольшой муниципалитет на юго-востоке от Парижа, недалеко от "оси" динамического развития — автомагистрали Autoroute A6, которая соединяет Париж с Лионом.
Из этого жилого массива родились первые кварталы: Парк Окс Ливр (1971), Шамптье дю Ко (1972), Агуадо (1974) и, наконец, Ле Пирамид (1975), возможно, самый представительный в рамках инновационной архитектуры.
Сержи-Понтуаз (1969)
Буквально через четыре дня после Эври был открыт Сержи-Понтуаз. Как выглядит он сегодня мы, увы, не можем показать, так как данный комплекс был закрыт еще в 2002.
Санкт-Квентин-ан-Ивелин (1970)
На юго-западе от Парижа в 1970 году был построен третий "новый город", который включал в себя 11 коммун ( к концу 1983 года их насчитывалось только семь).
Санкт-Квентин первоначально был установлен на болотистой почве и в своем арсенале имел многочисленные искусственные озера. Над его архитектурой работал Рикардо Бофилл, подарив миру такие шедевры как Ле Виадук (оба 1982), Ле Храм дю Лак (1986) и прочие.
Марн-ла-Валле (1972)
Территория, что предназначалась для массового заселения и находилась на южном береге реки Марна, стала носить название Марн-ла-Валле. Местность, что прежде относилась к сельскохозяйственной среде, обрела ряд урбанизированных строений — образцов поразительной постмодернистской архитектуры: Ле Eспас Абраксас (1978-1983) Рикардо Бофилла, Ле Арена Пикассо (1985) Мануэля Нуньеса-Яновского.
Мелюн-Сенарт (1973), позднее переименованный в просто Сенарт
Последним из «новых городов» в Парижском регионе был рожден в 1973 году Мелюн-Сенарт, что состоял из 18 коммун. В 1997 году район переименовали на Senart, так как количество кварталов сократилось и они стали относится к одному SAN (профсоюз агломерации).
Парижские Villes Nouvelles, что были популярны лишь при своем рождении, помогли исследовать в архитектуре пересечение трех очень важных аспектов: технологий, «социального жилья» и великого, но умирающего образа классицизма. «Версаль для людей» — так назвал одну из своих работ архитектор Бофилл.
Всю глубину сложившейся ситуации показал и Лоран Кроненталь: его серия «Воспоминания о будущем» — не что иное, как размышление о смысле создания и последующего существования подобных «великих строений». Повседневная жизнь уже пожилых героев этих снимков протекает на фоне не жилых кварталов, а эгоистичных архитектурных памятников, что были созданы в условиях послевоенной гонки.
Источники:
- Ищу идею Будинок із земляних блоків на Майорці: традиційна архітектура та сучасні екологічні рішення В іспанській сільській місцевості Бініссалем, на мальовничому острові Майорка, студія munarq створила винятковий приклад архітектури, яка об’єднує традиційні будівельні методи та сучасні підходи до сталого розвитку. Проєкт Ca na Pau демонструє динамічний зв’язок між архітектурою та природним середовищем, ставши зразком гармонійного впровадження екологічних рішень у сучасні домівки.
-
Музей кераміки в Китаї: новий архітектурний шедевр від Kengo Kuma
Архітектура -
Katajanokan Laituri: найбільша дерев’яна будівля у Фінляндії як втілення сучасної архітектури
Архітектура -
Оглядова вежа у шведському заповіднику: поєднання архітектури та інженерного мистецтва
Архітектура -
Автостоянка майбутнього від Ateliers O-S Architectes
Архітектура -
Скляний торговий центр у Сеулі: редизайн від Heatherwick Studio
Архітектура -
Проєкт з благоустрою та озеленення територіх одеського ЖК від Bee Landscaping Bureau
-
8SUN RESORT: прихисток для закоханих від студії MAKHNO та SAI ARCHITECTS
Дизайн у подорожах -
Комплекс соціального житла в Брукліні за проєктом Studio Libeskind
Архітектура -
ШІ за мотивами «Дюни»: Arrakis Palaces від дизайн-студії NK INTERIOR
Ідея