Наталия Олексиенко: «Мы сами являемся источником, а внешние факторы всего лишь дополнительный повод начать создавать»
Анастасия Белогривцева
С Наталией Олексиенко, создателем и руководителем мастерской «Эволюционная Архитектура», мы собирались поговорить о ее только что завершенном объекте — Галерее гаражного дизайна «Тіні та відтінки». А получилось, как у всех женщин, обо всем: коммерческом дизайне, тонкостях частной архитектуры, авторской мебели, миссии в профессии и личных предпочтениях в досуге.
HIS: Ваш заказчик – это первая в Украине компания, специализирующаяся исключительно на «гаражных» предметах дизайна. Это относительно новое направление, предлагающее к использованию в качестве предметов интерьера авторскую мебель, светильники, декор, фактически ручной работы, зачастую в лимитированных сериях. Как вы себе описали задачу, перед тем как приступили к проекту? Вы решили пойти стандартным путем или избрали другие, новые подходы?
Наталия:
Галерея гаражного дизайна — наш новый объект, который первоначально задумывался как шоурум света. Традиционно такого рода шоурумы создаются в абсолютно белых пространствах, чтобы наиболее чисто показать дизайн светильников и их функцию. Именно так проектируются бутики света в Милане, Нью-Йорке, других центрах дизайна. Я же себе представляла, что свет должен жить в своих естественных условиях, в которых мы контактируем с ним в реальной жизни.
Нам поставили интересную задачу: пространство шоурума должно быть многофункциональным и вмещать в себя зоны для встреч, воркшопов, презентаций. На одной площадке нам предстояло разместить экспозицию декоративного света и показать работу технического архитектурного света, что по своим задачам несовместимые вещи. Для этого нужны разные по структуре и характеру помещения и архитектурные объёмы.
Контраст задач усиливался тем, что заказчиков было двое — мужчина и женщина. Женщина представляла себе это пространство декоративным с множеством деталей, а мужчина видел его лаконичным и свободным. В обычном представлении – это взаимоисключающие желания. Я люблю работать с противоположными задачами. Подобного рода столкновения противоположностей я воспринимаю как многообразие, которое нужно не только принять, но и усилить. Это мой принцип для поиска наилучшего решения. Я всегда ставлю перед собой задачу создать нечто большее чем то, о чем может мечтать и хотеть заказчик.
HIS: Общественный объект с коммерческой функцией – это один из инструментов, призванных обеспечить бизнесу, который в нем работает, успех. Были ли заказчиком определены требования, которых вы обязаны четко придерживаться? Если были, то какого характера?
Наталия:
Требований было очень много. И технических, и функциональных. Например, нужно было показать работу сотен источников света и при этом, чтобы пространство оставалось свободным, не было похоже на традиционный шоурум или магазин. Кроме того, технический интерьерный и архитектурный свет предполагает одни поверхности, а декорационный свет – совершенно другие. Чтобы сохранить аутентичный объем интерьера, мы разработали Дисплей-туннель, который позволил бы проэкспонировать много точечных, встроенных светильников, в том числе архитектурного света с различными направленными лучами. Дисплей-туннель – это передвижная конструкция, которая состоит из 3-х отдельных элементов, с помощью которых можно зонировать и создавать не только световые, но и различные пространственные сценарии. Дисплей-тоннель стал архитектурным объемом внутри интерьера. Идейно он соединят галерею с нашим архитектурным направлением под названием «Порталы».
HIS: Влияет ли на дизайн наличие миссии у компании, для которой вы проектируете?
Наталия:
Основные дизайнерские тенденции последнего времени развивались в векторах итальянского и скандинавского дизайнов. Наши заказчики увидели свою миссию в том, чтобы познакомить всех, кто интересуется дизайном, с таким направлением, как современный американский модерн и представить на нашем рынке наиболее интересные бренды этого направления. Яркими представителями современного американского модерна являются дизайнеры-гаражисты. Гаражный дизайн возник как результат конфликта между творческим порывом выдающихся дизайнеров и существующими бизнес-моделями в лице крупных фабрик. За 9 лет в этом направлении сформировались такие известные бренды как Roll&Hill, David Weeks Studio, Gabriel Scott, Bec Brittain и др. Процессы, которые сейчас происходят в украинском предметном дизайне, очень созвучны с тем, как формировался гаражный дизайн современного американского модерна. Это и наличие высокой миссии у заказчика, стали источниками моего вдохновения в дынном проекте.
HIS: Любое общественное пространство обусловлено функциональной нагрузкой. Этот объект, по сути, шоурум «гаражной» мебели и света. Что для вас было более важным в этом проекте: функция или дизайн?
Наталия:
Гаражный предметный дизайн уже сам по себе несет в себе некую идею исключительности. Одной из задач, которые я себе поставила, стало создание атмосферы, в которой дух гаражного дизайна не только подчеркивался бы, но и получил дальнейшее развитие. Для этого мы использовали много ручной обработки в отделке стен и конструкций и только натуральные материалы: патинированная медь, ржавчина, очищенный бетон, кирпич. Стояла задача, чтобы каждая из поверхностей несла след руки мастера-творца. Пространство галереи мы сохранили цельным и открытым, но визуально поделили его на две части. Одна часть разработана в минималистичном стиле. Её центром стал Дисплей-туннель. Черно-белое решение этой зоны максимально раскрывает возможности технического и архитектурного света. Другая часть работает как экспозиция декоративного света. В этой части мы демонстрируем декоративный свет люстры, торшеры как объекты искусства. И пространство для таких предметов насыщено также декоративными элементами: узоры на металлических потолочных панелях, мощный декоративный акцент на полу, медные перегородки и многое другое.
HIS: Были ли моменты, с которыми вы как архитектор с многолетним опытом столкнулись впервые в своей творческой карьере? Возможно, в чем-то вам пришлось отойти от своих принципов и убеждений?
Наталия:
В этом проекте я позволила себе сочетать все, что мне интересно. Граффити и роскошные люстры, мозаику и дерево, электроизоляторы и трафарет девочки, просечно-вытяжную решетку и медь. Во всем я следовала своему вкусу и интуиции. В результате американские коллеги сказали, что нам удалось уловить дух Нью-Йорка.
Когда проект был готов, заказчики приняли решение ехать в Нью-Йорк и любезно пригласили меня выбирать предметы дизайна для экспозиции. Это была наша первая встреча с Нью-Йорком. Можете мне поверить, что фильмы, facebook и путеводители производят другое впечатление об этом городе. Мы открывали свой Нью-Йорк. Мы ходили по улицам, кафе и везде встречали фрагменты созвучные характеру нашего проекта: напольная мозаика 19 века, особая ритмика металлических конструкций, колорит и, конечно же, граффити. В какой-то момент это стало похоже на квест, в котором стояла задача найти детали из нашего дизайна. Получается, нам удалось предвосхитить и создать то, с чем мы столкнулись в будущем.
HIS: В чем была особенность работы со светом в Галерее, экспонирующей свет?
Наталия:
Согласно проекту, в Галерее задумано много. В этом проекта мы работали не только с игрой света, но и тени. Здесь представлено многочисленное количество световых сценариев. Мы должны были не просто показать возможности каждого светильника в отдельности. Основная наша задача была в том, чтобы создать "пространство-инструмент", с помощью которого можно изучать новые возможности осветительных приборов, экспериментировать со световыми потоками, опробовать собственные проектные решения. Особое зонирование, Дисплей-туннель и даже граффити участвуют в лабораторных исследованиях "алхимической мастерской " Галереи. Так это задумано и так это работает, что касается технического света.
А вот с экспозицией декоративного света мы столкнулись, на первый взгляд, с простой проблемой. Как правило, люстра в интерьере — это доминанта. Несколько люстр в одном пространстве напоминают традиционный магазин. Поэтому в Галерее гаражного дизайна мы выставляем люстры как произведения на высоте человеческих глаз. На такой нестандартной высоте они воспринимаются как арт-объекты. Кроме того, это позволяет убедиться в высочайшем качестве предметов гаражного дизайна.
HIS: В интерьере Галереи я встретила светильники вашего авторства, это задумано проектом?
Наталия:
Одно из направлений нашей мастерской — это предметный дизайн. Есть серия светильников ROD, которая существует уже несколько лет. Изначально мы не включали их в проект Галереи. Мы были приятно удивлены, как они вписались в готовый интерьер. Специально для Галереи гаражного дизайна мы создали третий предмет в этой серии — журнальный столик ROD.
HIS: Какие условия взаимодействия дизайна с посетителями вы закладывали в проект и что из того, что реализовано, отвечает вашим ожиданиям? Все ли проектные решения удалось воплотить в жизнь?
Наталия:
Я задумывала это пространство кинематографичным. Чтобы оно постоянно менялось, и не только за счет света. Поэтому практически все конструкции, которые призваны зонировать помещение, мы запроектировали подвижными.
В нашем проекте мы применили ряд уникальных архитектурных решений. Одно из них — это Дисплей-туннель, о котором я говорила ранее. Другое – подвижные перегородки в листах патинированной меди, которые буквально наполняют интерьер роскошью фактур. Это уникально тонкие и устойчивые мобильные конструкции. Такие решения позволяют сохранить пространство открытым и в тоже время создавать необходимые зоны уединения, менять сценарии, создавать новые впечатления.
Мы разделили интерьер Галереи на две основные зоны: минималистичную и декоративную, но граница между ними условна. В пространстве мы обозначили её исключительно дизайном пола. Акцентом стала его орнаментальная композиция из плитки, мозаики, бетона и дерева. Такой сложный узор со множеством наслоений символизирует наслоение культур и времени.
Чтобы привнести в интерьер ощущение другого масштаба, я реализовала свою давнюю мечту и разместила на стенах произведения стрит-арта. Они задуманы как коллекция в трех разных направлениях: мурал, граффити и трафарет. Отмечу, что все три работы принадлежат авторству одного художника — Сергея Радкевича. Яркая экспрессивная стена с граффити стала также рабочим инструментом для демонстрации света разной температуры.
Я могла бы перечислять до бесконечности, что удалось реализовать. А удалось даже больше, чем задумывалось. Но главное, это спектр впечатлений, которые может получить гость Галереи, и её атмосфера.
HIS: Любая архитектура, любой дизайн – это рефлексия автора на свой собственный жизненный путь? Какие ваши индивидуальные ценности отразились в этом дизайне?
Наталия:
В этом проекте есть такой неожиданный для Галереи гаражного дизайна образ — «Девочка, которая ищет свет». Я очень переживала, будет ли это изображение принято и реализовано. «Девочка, которая ищет свет» для меня символизирует трудности и поиски, которые я прохожу на своем творческом пути при реализации любого проекта.
Рядом с девочкой настенное панно из высоковольтных изоляторов – это как символ запретного плода, как призыв, что свой интерес и свое любопытство нужно удовлетворять даже сквозь время. Мне в детстве всегда хотелось рассмотреть грозди керамических изоляторов, но я могла их видеть только издалека. Они всегда были для меня на вершине высоковольтных опор в зоне высокого напряжения. Теперь они украшают одну из центральных стен Галереи, их можно безопасно рассматривать. Я бы хотела, чтобы точно так же каждый мог взглянуть на любой аспект своей жизни и рассмотреть его, развеяв свои страхи или сомнения.
HIS: Хотя ваша мастерская существует уже более 16 лет, недавно она обрела новое имя «Эволюционная Архитектура». Почему вы изменили название?
Наталия:
Приходит время, ты начинаешь анализировать свое творчество. Оказалось, что мы пережили и прошли целый ряд четких периодов. На смену архитектуре «Белого крыла», а это Villa Larus и др., пришло направление архитектуры «Порталов» — это, например, Villa Apіs. В этом году проект Villa Apіs был награждён The International Property Awards. Мы не просто проектируем жилье, создаем дизайн интерьеров – мы проектируем будущее своих заказчиков. Это непридуманная архитектура. Она создается в соответствии с семантическим полем заказчика, его семьи, его рода, его бизнеса. Это предполагает постоянное развитие и качественные изменения. Так и работает авторский метод «Эволюционная Архитектура», который лег в основу принципов и деятельности мастерской, что и отразилось в ее названии.
HIS: В своих объектах вы уделяете особое внимание зонам комфорта. Но комфорт — понятие индивидуальное, и у каждого заказчика свое ощущение комфорта: в чем-то уникальное, а в чем-то трудно достижимое. Какими методами, приемами, проектными решениями вы создаете необходимый для клиента комфорт?
Наталия:
Я считаю, что именно состояние комфорта высвобождает человека и позволяет ему свободно развиваться. Как правило, очень длительное общение с заказчиком позволяет понять и создать то, что ему действительно необходимо.
HIS: В одном из интервью вы сказали, что в работе архитектора будет полезной такая черта, как дипломатичность. Это человеческое качество вы выделили одним из главных в своей профессии. Скажите, а какие качества в работе помогают лично вам?
Наталия:
Сегодня я отметила бы, что это находчивость и терпение. Находчивость позволяет находить новые оригинальные решения, а терпение воплотить их в жизнь.
HIS: Необходимо ли вам для творчества особое настроение/состояние (на ум приходит вымысел о голодном художнике и танцоре, которому ничто не может помешать)? Существуют ли вообще ограничения в условиях, чтобы вы могли творить?
Наталия:
Я считаю, что если что-то нужно для вдохновения, то это уровень художника-любителя. Профессионал подходит к мольберту и начинает творить. Так же поток творчества включается у архитектора. Мы сами являемся источником, а внешние факторы всего лишь дополнительный повод начать создавать.
HIS: Отдавая предпочтение перетекающим пространствам, вам часто удается в интерьер запустить атмосферу и настроение старой киевской улочки (к примеру «Квартира с садом»). Ваша любовь к столице заметна невооруженным глазом. Расскажите о любимых местах Киева. Где любите гулять? На какой улице даже в пробке стоять для вас в удовольствие?
Наталия:
Я смотрю на Киев сквозь фасады. Настоящая суть современного Киева не видна, ее нужно разгадывать. Мои дизайн и архитектура — это рассказ о тех тайнах, которые мне удалось рассмотреть. Мои проекты расскажут об этом намного лучше, чем я.
HIS: В какое место на планете, страну или город вы не против возвращаться вновь и вновь? Почему (чем примечательна архитектура этих мест)?
Наталия:
Я люблю путешествовать. Мне нравится две противоположности — большие города и то, что создала природа. Стихия воды и линия горизонта, где море соприкасается с небом — за этой медитацией для глаз я готова ехать на край света. Большие города — та же стихия. Лондон всегда другой. Это город, в котором каждый поворот головы — событие! И точно хочу вернуться в Нью-Йорк, продолжить квест по нашему дизайн-проекту. Есть чувство, что нам ещё что-то откроется.
Фото: Григорий Веприк
Читайте также: Old Store: щоденник натхнення Наташі Єгорової.
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Интервью -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Интервью -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Интервью - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.