Елена Фатеева: «Творческий человек должен быть максимально свободным»
Анастасия Белогривцева
Елена Фатеева – графический дизайнер по образованию, но архитектор в душе. Сегодня география проектов Елены включает в себя не только Украину, но и Германию, Нидерланды, Бельгию и другие прогрессивные страны. Пространства, создаваемые творческой мастерской Fateeva Design, будь то небольшая квартира или большой загородный дом, отличаются эргономичностью, функциональностью планировки и ценностью деталей. Мы встретились с дизайнером в одном из недавно завершенных интерьеров, чтобы расспросить обо всем, что нас интересовало.
HIS: Вы начинали с небольших квартир. Расскажите об этом этапе.
Елена Фатеева:
Я вышла на интерьерный рынок в момент кризиса и, конечно, как новичок могла рассчитывать только на проекты своих друзей и знакомых, которые обращались ко мне с небольшими квартирами со сложными и неудобными планировками, расположенными в исторической застройке Киева. Поскольку с чего-то нужно было начинать, я охотно за них бралась. Позже стали появляться заказчики с небольшими объектами для посуточной и долгосрочной аренды. Я с удовольствием работала и с этими проектами. А в какой-то момент оказалось, что у меня самый большой опыт в направлении смарт-пространств. После маленьких квартир в моей практике наступил период работы с домами и квартирами больших площадей, но малометражки по-прежнему остаются моей большой любовью. Я не выбирала такой путь, так сложились обстоятельства.
HIS: Что вам дал опыт работы над смарт-пространствами?
Елена:
Колоссальный профессиональный багаж знаний. Нет ничего сложнее, чем решать множество задач в небольшом помещении, где у тебя нет шанса на ошибку. Это своего рода головоломка и самый мощный тренажер для дизайнера. Я абсолютно уверена, что для специалиста по «смартам» решение других задач не составит большого труда. Все дело в том, что один из самых важных элементов любого интерьера – грамотная планировка, чему и учат смарт-проекты. Если она отсутствует, все остальное не имеет никакого значения. Говорить, что это только эргономика, не совсем верно. Проект может быть реализован с соблюдением всех правил, но по ощущениям все равно не будет комфортным. Что я имею в виду? Многие вещи мы считываем интуитивно и это невозможно объяснить словами. Если можно было бы перевести эти ощущения в свод правил и работать по этой инструкции, все уже давно стали бы гениальными дизайнерами.
HIS: Вы мастерски справляетесь с перепланировками и организацией пространств маленьких квартир. Что можете посоветовать тем, кто хочет сделать это самостоятельно? Это вообще возможно?
Елена:
Нужно понимать, что если речь идет о маленьких европейских квартирах, городские муниципалитеты требуют от застройщиков готовые интерьерные решения с продуманной планировкой и обстановкой. У нас все работает по другим законам. Поэтому, попадая в наши небольшие квартиры, иногда с ужасом думаю, как поселить в эти пространства своих заказчиков и как разместить в них все необходимое. Я уже не говорю о том, что в интерьере, кроме набора определенных функций, должны появиться дизайн, цвет, фактуры, объем, текстуры. В маленьком пространстве это сделать особенно сложно, потому что все элементы начинают спорить друг с другом и перетягивать на себя внимание. Поэтому, если мы говорим об интерьерах, приемлемых для жизни, конечно же, ими должны заниматься опытные дизайнеры. Самостоятельно это можно сделать только в том случае, если вы аскет и вам достаточно мультиварки, матраса и вешалки. Но если вам необходимо больше функций, чем предусматривает исходный метраж, стоит обратиться к профессионалу, который грамотно расставит приоритеты.
Рекомендуем к прочтению: Место самовыражения или «зеленый код» от FATEEVA DESIGN.
HIS: Насколько я знаю, у вас нет профильного образования. Это помогло в работе или помешало?
Елена:
У меня два художественных образования. Я десять лет работала с рисунком, живописью, изучала колористику, композицию и историю искусств, что не могло пройти бесследно. Но в работе дизайнера это всего лишь основа. Правда, даже если ты закончил профильный вуз, диплом не дает тебе оснований считать себя дизайнером. Архитектурные университеты также обеспечивают лишь базовыми знаниями. Всю необходимую для работы информацию придется искать самостоятельно. Однако в наше время, когда вся информация доступна, накопить необходимые профильные знания не составит большого труда, особенно, если у вас есть желание и способности к самообразованию. Мои дипломы помогли выработать определенные подходы, опираясь на которые, я могу предложить нестандартные решения. Так что отсутствие архитектурного образования в каком-то смысле мне даже помогает.
HIS: Каким главным качеством, по вашему мнению, должен обладать дизайнер?
Елена:
Творческий человек должен быть максимально свободным. Чем свободнее он думает, чувствует, ведет себя, общается с клиентами, чем меньше у него рамок, тем больше шансов, что его работа будет интересной. Но также нужно понимать, что дизайн-проект это всегда симбиоз нескольких составляющих: заказчика, места, задач, которые перед этим объектом ставятся, и личности дизайнера. Когда одно из звеньев нерабочее, не стоит рассчитывать на хороший результат. Второе качество необходимое для хорошего специалиста – ответственность.
HIS: Над какими проектами вы предпочитаете работать сегодня?
Елена:
Мне по-прежнему интересны смарт-проекты, но сегодня я охотно берусь за них лишь в том случае, если в них есть что-то особенное: интересная локация, объект, клиент, задача или неограниченный бюджет. Также я не могу отказаться, когда речь идет об интересной коммерческой недвижимости: квартирах для посуточной и долгосрочной аренды, гостевых домах, мини-отелях. Я общаюсь с собственниками и знаю, что удачно решено в объекте и почему клиенты выбирают именно этот интерьер. Сегодня мне особенно интересна коммуникация с потребителями. После завершения работы над небольшой квартирой для аренды, я вижу, как она меняет жизнь людей. А если речь идет о масштабном объекте, наблюдаю, как он воздействует на большое количество людей, помогает им расслабиться и отдохнуть. Мне хочется отредактировать и пространство Украины, сделать его более комфортным. Как? Думаю, стоит продолжать заниматься любимой работой, делать то, что тебе действительно интересно. Сейчас у творческой мастерской Fateeva Design этап создания умных частных домов с приемлемыми для жизни метражами, правильными планировками, наполненными современными технологиями, хорошим дизайном и человечной архитектурой – всем, что меняет не только качество жизни и уровень комфорта, но в целом и образ жизни человека.
Читайте также: Вишневый сад: 36 квадратов для жизни по проекту Елены Фатеевой.
HIS: Что в вашем понимании является комфортом?
Елена:
К сожалению, у украинского человека понимание комфорта практически отсутствует. И я не могу объяснить почему. Если вы обратите внимание, на постсоветском пространстве, в отличие от западной Европы, довольно редко встречается комфортное жилье. Почему комфорт так важен для меня? Возможно, потому что у меня была комфортная жизнь с детства. Позже я стала ездить по миру, останавливаться в хороших отелях, в частных апартаментах, интересоваться, как живут люди в других странах и поняла, что без комфорта, конечно, можно выжить, но с ним жизнь будет гораздо продуктивнее, удобнее, ярче. Зачем отказываться от комфорта, если создать его можно в любом ценовом сегменте. Объясню на простом примере: крючок для халата у кровати может появиться в интерьере с любым бюджетом. Это может быть дизайнерский крючок, бюджетный или даже гвоздь, выполняющий функцию держателя. Да, эстетическое удовольствие в этих случаях будет разным, но ты решаешь основную потребность: тебе есть куда повесить халат. В таком случае даже забитый в стену гвоздь – лучше, чем полное отсутствие вешалки для халата. И это всего лишь одна из множества интерьерных деталей, меняющих качество жизни и уровень комфорта.
HIS: В каком стиле следует работать, чтобы интерьер получился максимально удобным для жизни?
Елена:
Мне кажется, что в современном мире, где границы практически растворились, говорить о чистом стиле или работать в нем, немного нелогично. Когда я вижу выдержанную стилистику, у меня возникает очень много вопросов. Интерьер всегда отображает жизнь человека. Согласитесь, очень странно будет выглядеть, если человек, ведущий активный образ жизни, вдруг начнет ездить на карете. Он скорее выберет современный автомобиль. Тогда почему в интерьере он хочет проявить стилистические решения из прошлых столетий, да еще и в чистом виде? Мне кажется, что сегодня актуален микс, объединяющий стили, функции, дорогие и дешевые материалы, мебель, арт, комфорт, удобство и технологичность. Это и есть отчасти проявление свободы, о которой я говорила и которая сегодня востребована в интерьере. Я уверена, что через какое-то время кто-то из искусствоведов все это проанализирует, систематизирует и стиль получит свое название, но когда это случится, он уже останется в прошлом.
HIS: Существуют ли определенные законы для создания комфорта в разных по функции объектах?
Елена:
Можно попробовать проанализировать это на примере СПА, где дизайнер должен постараться максимально проявить комфорт, позволяющий человеку «отключить» часть мозга, отвечающую за функцию контроля. Если пространство грамотно спроектировано, продуман сценарий пребывания и передвижения человека, посетителю не придется акцентировать свое внимание на том, что здесь твердо или он может удариться, что пока он добежит до раздевалки, обязательно замерзнет, а вот здесь ему некуда будет положить свой халат и вообще не совсем понятно, куда идти дальше и как найти кабинет для прохождения выбранной процедуры. Все эти нюансы должны быть предусмотрены в проекте изначально. И чем больше мы создадим внешних условий для ослабления «внутреннего контроля», тем выше будет эффект от прохождения процедур и пребывания в СПА. Таким образом мы также повышаем вероятность возвращения клиента за уже пережитыми ранее ощущениями. Подобные приемы и правила существуют для всех типологий помещений.
HIS: Что вы чувствуете, когда заканчиваете очередной проект?
Елена:
Когда я рисую проект – это момент его рождения. Процесс его реализации можно сравнить с этапом обучения ребенка. А фотосессию я называю моментом выдачи невесты замуж – когда я как родитель полностью отпускаю проект в новую жизнь. Это финальный этап моей работы и работы моей большой команды. В будущем мы периодически с ним все же встречаемся, и я с любопытством наблюдаю за его дальнейшей жизнью, которая делится на две части: реальную жизнь с его хозяевами и виртуальную, на страницах журналов и интернет-изданий.
HIS: Над чем еще вам хотелось бы поработать?
Елена:
У меня большой интерес вызывают арт-отели, мини-отели и релакс-отели, где гости могут насладиться природой, побыть наедине с собой, своими мыслями и быстро восстановиться. В мире много хороших примеров подобных проектов. Мне очень хочется изменить украинское представление о том, что релакс-отель – это три или четыре этажа, объединенные одной лестницей, где все номера имеют выход в общий коридор. Такая планировка давно не работает. Я очень хочу спроектировать объект нового уровня, где каждый гость сможет погрузиться в мир внешней тишины и побыть в персонализированном пространстве. Сегодня в Украине, на мой взгляд, существует всего лишь один проект, который приближается к идеалу, и мне очень хочется изменить эту ситуацию. Я уверена, что чем больше будет качественных отелей для восстановления, тем счастливее будем и все мы. А сформировать счастливое, здоровое общество — это еще одна из задач, которую нам всем предстоит решить.
Читайте также: Наталия Олексиенко: «Мы сами являемся источником, а внешние факторы всего лишь дополнительный повод начать создавать».
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Интервью -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Интервью -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Интервью - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.