Сергей Готвянский: «Хочешь что-то сказать, скажи предметом»
Анастасия Белогривцева
За творчеством Сергея Готвянского и студии NOTTDESIGN, соруководителем которой он является, мы пристально следим с первых дней работы нашего портала. С недавних пор рассказываем и о новинках молодого, но очень амбициозного бренда Utakoi, за появление которого также благодарны Сергею. Чтобы поговорить о полученных престижных мировых наградах, архитектуре нового уровня и потенциале украинской предметки, мы отправились в Днепр в гости к Сергею Готвянскому и его команде.
HIS: Что в твоей жизни появилось первым семья или карьера?
Сергей Готвянский:
Для меня никогда не было проблемой совмещать семью и карьеру. Я не банковский работник, не сижу в офисе с 8 до 18:00. Работа у меня творческая, больше похожа на стиль жизни. Я спокойно могу работать дома, если мне позволяет это делать дочь, или же могу задержаться на работе до полуночи. Порой, когда я работаю дома, ко мне подходит Варя и говорит: "Пап, ты делаешь новый светильник?", а я ей отвечаю: "Так точно". Так уж у нас сложилось. Для меня семья и профессия как два обязательных процесса: абсолютно совместимы и, наверное, уже нераздельны.
HIS: Где ты учился?
Сергей:
Я учился в Днепре, но не являюсь архитектором по образованию. По специальности я инженер-строитель, хотя лет с 15-ти мечтал о зодчестве. Образование получал в конце 90-х, профессиональные архитекторы на рынке были не так востребованы, как хотелось, и поэтому мои родители переубедили меня идти на инженера. Несмотря на то, что профессия инженера очень полезна, тогда она вгоняла меня в депрессивное состояние. А сегодня, как это ни странно, очень сильно помогает мне в ежедневной работе. Закончил ВУЗ я в 2004-м, самостоятельно практиковать стал в 2007-м.
HIS: За 10 лет архитектурной практики можешь ли ты выделить свой самый любимый проект?
Сергей:
Самый любимый проект – это мой личный дом, реализацию которого я надеюсь в этом году закончить. Для меня этот проект стал своего рода экспериментальной площадкой. Возможно, тут нет выдающихся инновационных архитектурных решений, но для меня этот проект особенный. В его рамках я смог реализовать все то, что предлагаю заказчикам, но по определенным причинам это остается на бумаге. По сути, данный проект – это стильный лаконичный дом для комфортной и счастливой жизни.
HIS: О реализации какого проекта ты мечтаешь?
Сергей:
Я не могу сказать, что мечтаю о каком-то определённом объекте. Просто хочу создавать дома, с каждым разом и с каждым годом все лучше и лучше. Хочу, чтобы подход к проектированию был уникальным. Например, чтобы в рамках проекта я работал бы не только над архитектурой, интерьером, но и смог создать ряд уникальных предметов мебели и декора для его наполнения. Как раньше это делал Мис ван дер Роэ и многие другие. К сожалению, такой комплексный подход сейчас большая редкость в нашей стране. Было бы круто регулярно создавать проекты без согласования их с кем-либо, чтобы на полную ощущать себя художником и творцом. Для меня процесс создания гораздо интереснее, нежели конечный продукт.
HIS: Основное качество, которое объединяет всех членов твоей команды?
Сергей:
Позитивное мышление и легкость восприятия как сотрудником работы, так и сотрудника коллективом.
HIS: Расскажи немного о своей команде?
Сергей:
Первым человеком, который начал мне помогать в 2013 -м году, был мой брат. До этого я работал сам. Уже в 2014-м произошёл ребрендинг, что стало поводом для рождения новой студии под названием Nottdesign. Мой брат также инженер, но на выбор его профессии родители не влияли в отличие от меня. Саша всегда хотел быть строителем, поэтому сегодня он контролирует строительную составляющую нашей компании.
HIS: Какие качества ты ценишь в людях?
Сергей:
В первую очередь это искренность и живой ум. Либо гибкий ум. Эту черту можно называть по-разному, но я однозначно уверен, что это качество – антипод тупости.
HIS: А кто подбирает персонал в вашу команду?
Сергей:
Я сам объявляю о вакансии и сам собеседую кандидатов.
HIS: Ты – личность достаточно публичная, но свою личную жизнь не скрываешь. Почему?
Сергей:
Повторюсь, я ценю искренность и, наверное, мне просто нечего скрывать. Конечно же, что-то остается за кадром, но в целом картина моей семейной жизни ясна. К тому же я очень люблю фотографировать. Одно время я хотел профессионально заниматься фотографией. Это было в 2011-2012-х года, я переживал в архитектуре творческий кризис, и даже задумывался о смене профессии. Желание снимать у меня, конечно же, осталось, но сейчас в моих руках не профессиональная камера, а iPhone и по ту сторону кадра не профессиональная модель, а моя любимая дочь и все, что попадается на глаза в течение дня. И если ты сделал какой-то интересный кадр, и он тебе понравился, возникает огромное желание поделиться этим снимком с другими. Наверное, Instagram для этого и придумали. Последнее время я мало снимаю, и к сожалению, мало провожу времени с семьей. Безусловно, это связано с рабочими процессами и высокой загрузкой.
HIS: Над чем вы работаете сейчас?
Сергей:
Сейчас мы делаем несколько офисов, проектируем базу отдыха, работаем над парой интересных проектов частных домов, а также заканчиваем работать над интерьером одной очень большой квартиры. Осмелюсь сказать, что это один из самых масштабных проектов за время существования студии. Еще никогда мы не проектировали со столь высокой детализацией. И мне бы очень хотелось, чтобы этот интерьер в будущем стал для нас отправной точкой, некой гранью, которая бы означала: «Только так и не иначе!» Совместно с бюро VALENTIROV&PARTNERS недавно закончили проектирование детского сада. Сейчас работаем над разработкой его интерьеров.
HIS: Открой тайну, существует ли между архитектурными студиями Днепра и их руководителями конкуренция?
Сергей:
Возможно, в это тяжело поверить, но мы с ребятами в нашей деятельности никогда не пересекались. Да, бывали случаи, когда один заказчик перебегал к другой студии либо к другому архитектору, но это происходило не в рамках текущего проекта. Скажем, интерьер дома делал я, а проект квартиры для этого же заказчика создавали Svoya studio. По большому счёту, я могу сказать, что мы все друзья: можем вместе участвовать в одном тендере или соревноваться в одном конкурсе, при этом не чувствуя себя конкурентами. Наоборот, мы – поддержка друг для друга, одна команда Dnepr-style, подобно архитекторам Копенгагена. Все дизайнеры и архитекторы, которые работают в Копенгагене, гордятся своим городом. Точно также у нас: мы все гордимся, что работаем в Днепре и делаем это весело и дружно.
HIS: Хочу поговорить о твоей предметке. Все изделия бренда Utakoi относительно просты, но при этом полны новизны. Где ты черпаешь вдохновение?
Сергей:
Предметный дизайн – это, наверное, то направление, которым я сейчас увлечен больше всего. Это самая драйвовая часть моей работы. Архитектура и интерьер – хорошо изученные мною направления, в которых я чувствую себя уверенно. Существует намеченная дорожка, есть желание, порой возникают ограничения со стороны заказчика – в этих сферах все для меня ясно. Да, проект одного дома может отличаться от проекта другого, но ты выполняешь работу, концептуальной новизны которая не имеет. Другое дело промышленный дизайн. Тут я новичок. У меня нет профильного образования. Все те вещи, которые кому-то кажутся азами, для меня – темный лес. И именно эта причина служит фактором и стимулом постоянного поиска новых альтернативных решений. К примеру, я поставил перед собой задачу, в процессе ее решения становится ясно, что многие методы мне неизвестны, поэтому я начинаю их поиски в знакомых для меня сферах и родах деятельности. Допустим, светильник Magnetto, который в прошлом году получил Red Dot, в соответствии со своим названием имеет магнитный кронштейн. Вам может показаться смешным, но так сложилось потому что я не знал, как правильно спроектировать стандартный кронштейн. Именно поиск таких альтернативных решений для меня есть первым и основным методом работы в разработке новых предметов. Второй, не менее эффективный метод, – это наблюдение. Так было с известной многим солонкой In Salt We Trust. Банально, я увидел схожую траекторию движения в абсолютно разных предметах, и решил объединить эти процессы в новом изделии. Результаты таких наблюдений бывают спонтанными, и подобно вспышке возникают в твоей голове, а бывает, приходят как результат длительных размышлений. Есть и третий метод, которым я пользуюсь во время создания предметов. Когда ты четко понимаешь, что хочешь получить в результате и пытаешься зарисовать эту идею на бумаге, во время этого творческого процесса в голове возникают новые и новые идеи, и вместо одного скетча у тебя их рождается 30. Так, результатом одной задумки становятся еще 30, из которых только 5, к примеру, ты пускаешь в реализацию. Но в любом случае тебе необходимо постоянно рисовать, блокнот это или iPad – не важно, важно придать идее материальный вид, так как в голове такие размышления надолго не задерживаются. Хорошо, что в промышленном дизайне у меня нет рамок и ограничений, нет производителя, который навязывает технологию создания предмета. Вначале я создаю то, что мне нравится, и только потом берусь за поиски производителя, который сможет для меня это качественно реализовать. Не будем лукавить, предметный дизайн для многих дизайнеров в нашей стране – не способ заработка денег, это хобби, такое себе творчество. Нами движет только интерес. Я не ищу свою целевую аудиторию, которой бы мог регулярно продавать свои предметы, я не занимаюсь маркетингом, я делаю только то, что мне нравится. Сейчас для меня это способ самовыражения. Хочешь что-то сказать, скажи предметом. Я не хочу создавать просто утилитарные предметы, конструкция из арматуры с фанерной столешницей под названием «стол в стиле лофт» – это не про меня. Любой предмет для меня – это то, что я хочу сказать, это путь выражения моей дизайнерской мысли.
HIS: В какую историческую эпоху ты хотел бы жить?
Сергей:
Сейчас. Сегодня. Не хочу ни в какую другую эпоху. Мне комфортно находиться здесь и сейчас, и несмотря ни на что, мне кажется, мы живём в очень благоприятное время. Возможно, мне не с чем сравнивать, но мне нравится то, что происходит вокруг.
HIS: Где любишь отдыхать?
Сергей:
Я люблю отдыхать в моих зарубежных поездках, связанных с работой, в рамках которых командировка объединяется с отпуском. Пассивный отдых не люблю, но приходится ездить с семьей.
HIS: Чем увлекается твоя дочь Варя?
Сергей:
Варя хорошо танцует, одно из её увлечений — современная хореография. Также очень хорошо и много рисует, но на дополнительные уроки рисования она ходить не хочет. Одно из ее любимых занятий – это лепка. Детский пластилин у нас никогда не заканчивается, он у нас в доме абсолютно везде. Если Варе чего-то в быту не хватает, она обязательно это слепит. И это у нее, должен отметить, получается довольно-таки неплохо. Она очень внимательна к деталям и к их проработке, и, мне кажется, в этом направлении ей можно было бы развиваться.
HIS: Ты бы хотел, чтобы в будущем твоя дочь пошла по твоим стопам и стала архитектором (дизайнером либо декоратором)?
Сергей:
Больше всего в жизни я бы хотел, чтобы она занималась тем, что ей действительно нравится. Я не буду навязывать ей свои варианты, это 100 %. Кем она станет в будущем, на данный момент не могу предположить. Если она станет архитектором, я буду счастлив, если не станет, я буду точно так же счастлив. Мне кажется, самое главное, чтобы человек занимался тем, что он любит. На днях Варя сказала мне, что хочет быть продавцом мороженого. Окей, не вопрос.
HIS: Над чем будешь работать во второй половине года? Что запланировал?
Сергей:
Сейчас у меня больше всего планов, связанных с предметным дизайном. Хочу начать сотрудничество с несколькими европейскими фабриками, чтобы в будущем мы могли наладить серийное производство. Мне бы хотелось, чтобы мои изделия продавались не только в Украине, но и за рубежом. Как измеряется успех предмета на рынке? Он должен продаваться! Мне бы очень хотелось, чтобы изделием моего авторства обладали многие, чтобы предмет их радовал и был полезен. Также планирую посетить несколько дизайнерских выставок.
HIS: В каких международных и украинских конкурсах будешь принимать участие?
Сергей:
Я вновь хотел бы испытать свои силы в Red Dot. В этом году я немного не вписался в сроки подачи работ, зато к следующему году все будет готово в лучшем виде. Из международных конкурсов, пожалуй, всё — ограничусь Red Dot. Среди украинских – классический, всем известный набор отечественных интерьерных турниров.
Читайте также: Lauri Brothers: «Только когда работа приносит удовольствие, в будущем она может принести материальный достаток».
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Интервью -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Интервью -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Интервью - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.