Игорь Тихий, Александр Махно и Александр Ковпак: о трудностях профессии, работе в Sergey Маkhno Architects, команде и руководителе
Анастасия Белогривцева
С именем Сергея Махно многие украинцы (и не только) ассоциируют современный отечественный дизайн. Не мудрено, он — один из лучших, ведь сумел с успехом выйти на мировой уровень, реализовать множество успешных объектов, а что самое главное — сплотил коллектив из сильнейших профессионалов. Частью его команды мечтают стать многие еще со студенческой скамьи, но влиться в коллектив Sergey Маkhno Architects удается далеко не всем. О ведущих архитекторах и дизайнерах студии Sergey Маkhno Architects сегодня и пойдет речь.
Игорь Тихий, руководитель рабочей группы, архитектор
Его проекты – это новаторская философия и решения, основанные на 10-летнем опыте. К своей работе он относится ревностно и будет отстаивать каждую свою идею. С одинаковым энтузиазмом он берется как за разработку архитектурных решений для жилых домов, так и за дизайн ресторанов. Мечтает построить театр – завораживает атмосфера и величие этого места. У него нет ни единого аккаунта ни в одной из социальных сетей. Велосипеды, мотоциклы, кеды и рваные джинсы. Романтик, хотя сам этого не признает.
В студии Сергея Махно я занимаюсь дизайном и архитектурой.
Стать частью команда я мечтал минут 20 – от момента знакомства с Сергеем Махно и до окончания нашего собеседования. До Sergey Makhno Architects я год работал в Москве. Мы занимались архитектурой жилых зданий, поэтому про дизайн и украинские студии я был ни слухом, ни духом. Когда вернулся в Киев, устроился на работу в небольшую студию, со временем у компании «изменились обстоятельства» и нужно было срочно искать работу. Разослал резюме, наверное, во все топовые компании в этой отрасли. Прошел несколько собеседований, но разговор с Сергеем оказался самым интересным. Мы практически не говорили о том, о чем обычно говорят при устройстве на работу. Больше – о жизни, о том, как важно получать кайф от работы. И вот в ноябре было два года, как я тут. Не могу сухо воспринимать работу с 9 до 6 или выполнять какие-то строгие должностные обязанности.
Дизайну и архитектуре я учился в КИСИ, потом в НАОМА. КИСИ бросил в 2006 году – Киев переживал строительный бум, было очень много работы, брали без дипломов. И я пошел работать. А когда долбанул кризис, доучился в «художке». И сейчас, даже с 10-летним опытом, постоянно находятся люди, которые в тех или иных вопросах умнее меня и мне есть чему у них поучиться.
Эту профессию выбрал, потому что заикался (смеется – ред.) Я начал рисовать очень-очень рано, но родители хотели сделать из меня лингвиста. Вовремя очнулись. Папа по образованию строитель-геодезист, работал прорабом, и архитекторы в его глазах – это «чистые» строители. Так и решили. Потом художественная школа, курсы.
Мне повезло, у меня никогда не было сомнений по поводу выбора профессии. Были кризисы, разочарования, не было ни денег, ни работы. Но я всегда был уверен, что это не имеет никакого отношения к профессии, или что я на нее не гожусь.
Трудности в работе случаются регулярно, и чаще всего это случается из-за... людей и их отношений между друг дружкой. Очень интересная штука выходит: человек хочет сделать ремонт. Решает, что его компетенции недостаточно. Обращается в дизайн-студию, платит ей деньги. И … неистово гнет свою линию, пытаясь рассказать дизайнеру, как ему нужно работать. 99% трудностей – это человеческие отношения. 1% проблем – от страха признаться, что чего-то не знаешь. Первое время думал, что если я работаю в студии Махно, и она является одной из лидирующих на рынке, то как я могу чего-то не знать. Было очень тяжело опуститься до уровня незнающего и переспросить что-то у сантехника, например. Ты же архитектор и должен знать чуть ли не все в мире. И это так. Но в некоторых вопросах сантехник все-таки знает больше.
В работе мне помогают такие личностные качества как харизма, надеюсь, что она таки есть, (смеется. – ред.) и профессиональная грамотность.
С людьми все-таки срабатывает человечность, в первую очередь. Когда возникает союзность – все лучшие качества проявляются. А когда перед тобой человек с железно-бетонным мнением, какие тут могут быть качества. Ты же его и ломом не прошибешь.
И еще есть понятие грамотности в профессии. Когда ты успешно прошел всю эту школу – художественная, подготовительные курсы, университет, изучил десятки дисциплин и нашел гармонию во всем этом: усвоил теорию и начал ее грамотно применять.
Искренне не умею халтурить. Если отлавливаю себя на мысли, что мне внутри дискомфортно, не нравится, останавливаюсь и что-то меняю. Очень важен момент критической оценки того, что делаешь. Нравится тебе самому? Если нет – почему?
Мой день начинается в 7 утра с распития белкового коктейля. Потом душ и завтрак.
Заканчивается рабочий день, как правило, около шести. После работы еду в спортзал. Если это летнее время – катаюсь на велосипеде. Он, в принципе, стал средством передвижения по городу. На работу, в зал, на пляж. Этой весной наконец закончу свой мотоцикл. Делаю его с нуля, только двигатель с завода. Есть такая культура, достаточно популярная в мире. Вместе с техником нарисовали эскиз и теперь строим. Уже 9 лет идет этот процесс.
В своем начальстве больше всего ценю возможность общения не по профессии, возможность высказывать свое мнение. Некая семейность. Это отношения, которые усовершенствуют мой опыт как специалиста, как человека, как друга.
Наша команда – это город. И в нем живут семьи, друзья и незнакомцы. Один мыслит объемно. Другой – предметней. Кто-то может чертить, докапываться, как эти две детальки сопряжены, а кому-то это сложно, не хватает терпения. Но в то же время тут каждый – уникальный специалист. Диалог с людьми по периметру очень важен, и хорошо, если это люди умнее, старше и серьезней. Есть симбиоз.
Сейчас работаю над проектом ресторана в Виннице. Заказчик поставил задачу очень грамотно и немного загадочно. Не классическое – «сделайте как на этой картинке» или «как у моего кума». Он сравнивал свой ресторан с писателями, эпохами, городами. Он не говорил о решениях композиционных или цветовых. Он говорил о том, как он хочет себя чувствовать в этом заведении. Было очень интересно слушать и реализовывать. И получается что-то действительно уникальное, живое.
Александр Махно, младший партнер, дизайнер интерьеров
Еще школьником Саша заходил проведать брата в его мастерскую и влюбился: в людей, атмосферу, проекты. Начинал офис-менеджером – встречал клиентов, готовил чай-кофе. Параллельно нависал над дизайнерами с сотнями вопросов и перелопачивал все книги и журналы, которые только попадали в руки. Сейчас с Сашей трудно поспорить в дизайне жилых интерьеров и офисов. Увлекается спортом, любит готовить. Мечтает открыть небольшой бар с собственным дизайном и собственным Бефстроганов – его коронным блюдом.
В студии Сергея Махно я занимаюсь разработкой дизайна интерьеров. А начинал я в 2010 году как офис-менеджер. По окончанию 9 классов, я пошёл учиться в техникум, но не закончил его. Я хотел работать. И пришёл к Серёже. Поначалу было просто, да и клиентов не было так много. В день приходило несколько человек, которым нужно было сделать кофе. Поэтому: сидел, читал, наблюдал. И в какой-то момент захотелось включиться. В такой атмосфере, как в нашей мастерской, нужно было быть дураком, чтобы не попробовать. Я попробовал – и меня затянуло.
Стать частью команды я мечтал, когда я был ещё в школе. Как только я переступил порог мастерской брата, меня сразу зацепило. Да, мечтал со школы.
Дизайну и архитектуре я учился параллельно, когда работал офис-менеджером. Сразу практика, без теории, методом проб и ошибок.
Эту профессию выбрал благодаря нашей компании. Мы делаем то, что хотим, и как хотим. Захотели поставить конкретно эту кровать – и вряд ли нас кто-то остановит (смеется – ред.).
Трудности в работе случаются, и чаще всего по двум причинам: сильно сжатым срокам и недопонимания между клиентом и дизайнером. Заказчик часто сам не знает, чего хочет. А залезть в голову достаточно сложно. Сейчас веду проект в Израиле, мой первый вне территории Украины. И там вообще всё по-другому работает. Многие вещи без преувеличений шокировали нас. Например, их способ укладки ламината/паркетной доски. У нас основа – стяжка, а у них – дешевая плитка. Мы долго пытались выяснить у местных коллег, почему они так делают. «Так заведено». Лишь по слухам знаю, что в Израиле бетон очень дорогой, поэтому им проще не стяжкой делать, а купить самую дешевую плитку.
В работе мне помогают такие личностные качества как умение договариваться и рисковать. Не бояться сделать что-то новое.
Мой рабочий день начинается с (смеется и мешкает – ред.) вакуума. Очень хорошее упражнение: на голодный желудок втягиваешь живот. Работают мышцы пресса, укрепляется позвоночник. Потом, конечно, кофе. Без кофе, к сожалению, наше утро не начать. Потом можно просмотреть несколько порталов о дизайне и архитектуре. Ну и открываешь 3D Max, и начинаешь работать.
Заканчивается рабочий день чаще всего тренажерным залом. Или – дом, жена, кухня. Обожаю готовить. Сегодня, например, у нас на ужин – перепёлка по-тайски. Спорт и кулинария очень помогают мне расслабиться.
В своем начальстве больше всего ценю... Первое – он мой брат, и я горжусь этим. Второе – это то, что он даёт возможность раскрыть свой потенциал. Никогда не загоняет в рамки. Третье, доброта и, в то же время, строгость. Есть у него золотая середина, баланс: быть и добрым, порядочным, честным, и требовательным. Это действительно классные качества для руководителя. Отношения «шеф-подчиненный» у нас частично и дома сохраняются. Потому что с самого детства было такое негласное правило, что старший брат – почти как папа и его нужно слушать.
Наша команда – это победа. То, что мы работаем ради единой цели – это не просто слова, это в воздухе чувствуется. А наша цель ни большая, ни маленькая – покорить мир. Наша команда – это НАША команда, она уникальна. С каждым годом Sergey Makhno Architects становится серьезней. Изначально это была уютная квартирка, где люди что-то делали. А теперь мы – серьезная организация, которая не что-то делает, а занимается делом. Хотя каждый новый сотрудник вносит в компанию что-то новое, но особый, семейный дух остается.
Сейчас работаю над проектом в Израиле, как я уже говорил. Уже больше года его веду, потому что там и стройка дома, и «внутрянка». Клиент – известный израильский гинеколог. Его жена – украинка. Три этажа, из которых минус первый – клиника VIP-класса, а остальные – жилые. Надеюсь, что до конца 2018 года финишируем.
Параллельно делаю пентхаус в киевском Skyline. Фишка проекта в том, что нашей фантазии дали абсолютную волю, от клиента вообще не было никаких границ. Классно, когда говорят: «Просто сделайте в вашем стиле».
Александр Ковпак, архитектор
Соавтор легендарных проектов Rose House и Echo House, которые были опубликованы в десятках дизайнерских изданиях мира. Хотел работать инженером-проектировщиком, но архитектура победила – в ней больше творчества и возможности влиять на мир. Мечтает жить как Большой Гэтсби, а его идеальный день – на высоте 10 тысяч километров по дороге в Нью-Йорк.
В студии Сергея Махно я занимаюсь концептуальной архитектурой. Моя цель – творить дестрой, придумывать что-то новое – продолжать традиции нашей студии. Архитектура меня вдохновляет безумно. Не только в работе, и не только красивая. Крутое здание легко может поднять мне настроение, а что-то сильно негармоничное – испортить.
Стать частью команды я мечтал еще с университета. Sergey Makhno Architects всегда очень отличалась от остальных, даже топовых. Потому что в мире, к сожалению, или к счастью, существуют правила идеального интерьера. А тут им не следуют, но всё равно выглядит круто и самобытно. И это делает студию круче крутого стандарта.
Приехав из Полтавы в Киев, первым делом пришел сюда, хотя был уверен, что с моим портфолио я не достоин тут работать. Не звонил, встреч не назначал – я был вчерашний студент и не сталкивался ещё с тем, что люди бывают заняты. Что тут еще могли заниматься, как ни ждать Сашу Ковпака с портфолио на А3? (смеется – ред.) Когда минут 20 стоял у двери студии и не решался зайти, отметил тенденцию, что все работники студии, которые выходили на улицу, допустим, поговорить по телефону, – бородачи. А у меня – ни в какую не растёт. Ну точно не возьмут без бороды – расстроился тогда.
И не взяли. Но по причине отсутствия Сергея – он был в путешествии, которое должно было завершиться в течении двух недель. Двух долгих для меня недель, ведь работа нужна была срочно – чтобы остаться в Киеве. И я засел в подвальчике на Бессарабке – в крутой, на те времена, студии. Только вот у моих коллег не было амбиций, и я понял, что нужно сваливать. Поверил в судьбу, когда спустя полгода мой знакомый устроил мне встречу с Сергеем. Я гулял вечерком по Киеву, и тут мне звонит он. Представляешь, как начинающей звезде – топовый продюсер. Взяли меня на работу, кстати, с тем же самым портфолио, с которым я приходил полгода назад. Но при условии, что я его никому и никогда не буду показывать.
Дизайну и архитектуре я учился на архитектурном факультете в Полтавском национальном техническом университете. Благо, он был абсолютно отделен от основного университета: преподаватели, общежитие, корпус в центре Полтавы – всё имело особую атмосферу. Никогда не задротничал. Но то, что нравилось, делал на 100%. Мало кто знает, например, что я мастер по ракето-модельному спорту. Или черчение. В школе у меня не было этого предмета, и я ходил на курсы. И ещё школьником занял на университетской олимпиаде второе место по области. Это было одно из первых моих достижений, когда я подумал: «А я на что-то способен».
Эту профессию выбрал потому что ещё малым пришёл к выводу, что наибольшее влияние на людей оказывают музыка и архитектура. Они способны менять мир масштабно и формируют настрой на жизнь, амбиции, цели.
Трудности в работе случаются регулярно, и чаще всего это случается из-за... Есть такая скорее не трудность, а сущность моей профессии: я постоянно о ней думаю, она мне даже снится. Но даже если ты чего-то сильно-сильно хочешь, не факт, что это получится. По-разному бывает, нет рецепта. Но я хотел бы его создать. Если я узнаю рецепт идеальной красоты, я обязательно со всеми поделюсь, мне не жалко. Хочу, чтобы все делали хорошо.
В работе мне помогают такие личностные качества как усидчивость. Я могу сконцентрироваться на чем-то одном, а когда раздупляюсь, понимаю: ты уже целый день сидишь над какой-то балочкой, дочёсываешь её до идеала, а зачем? Идеалов не существует. Но такое качество делает мою работу именно моей.
Мне всегда всем хочется помочь. Если человек может достигнуть чего-то большего, и я могу ему в этом помочь – никогда не откажусь. Потому что не помощь – это вмешательство. Не хочу быть камнем преткновения, решающим звеном в чьей-то жизни, на котором какой-то процесс остановился.
Мой рабочий день начинается не так уж рано. Я собираюсь за пять минут. Мне это удаётся спокойно. Знаю, где у меня лежат носки, где лежит всё, что мне нужно. Встал и пошёл. А потом прихожу, делаю себе чашечку кофейка, пью его, листаю сайты об архитектуре и начинаю работать.
Заканчивается рабочий день в почти пустом офисе. Ухожу одним из последних, потому что мне не напряжно работать – я прихожу и делаю то, что мне нравится. Отдыхаю на выходных, а по будням готовлюсь к следующему рабочему дню: смотрю всякие видосы, сериалы, книги… Такой офисный планктон. Но относительно счастливый.
В своем начальстве больше всего ценю самобытность. Сергей Махно – один из тех людей, который поменял моё сознание. Он тот человек, которого ненавидит столько же людей, сколько и обожает – и это очень круто. Хороших людей есть за что не любить. А он, несмотря ни на что, остаётся самим собой.
Наша команда – это творческий сброд. Слышал такую шутку, что Сергей некрасивых людей на работу не берёт. Я думаю, что это не совсем шутка, и не о внешности. Речь идет о душе.
Когда 40 человек работает в одном помещении, и они разного возраста, абсолютно разных взглядов, любят совершенно разную музыку – бывают свои приколы. Каждый индивидуален и прекрасен – и я очень ценю это.
Сейчас работаю над проектом дома с очень интересным концептом, как по мне. Его фишка – в простоте, он «легкий». И в этом же его конфликт – он очень простой, но большой. А те, кто строит такие дома, чаще всего хотят чего-то очень неординарного. И Сергей сказал, что это полное уныние. Я с ним не согласен, но буду его «допиливать», пока ему не понравится.
Читайте также: Сергей Махно: «Самое главное качество — это талант».
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Интервью -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Интервью -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Интервью - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.