Блеск и нищета стиля суахили
Рина Ловко
Меня всегда вдохновляла островная архитектура: естественная, живая, представляющая микс локальных материалов и декора, со своей непринужденностью и непредсказуемостью применения. Тут интерьер становиться одним целым с экстерьером, но при этом остается чистым и воздушным. Он совершенно не похож на дизайн интерьеров, к которому мы привыкли в Киеве. Такому не учат в школах и университетах. Это что-то чувственное и неуловимое. Это передается по генам. Когда каждый интерьер уникальный, самобытный, он не выглядит искусственно или нарочито богато, его нельзя предугадать. Африка — как мама, она принимает всех. Вот почему тут прижились культуры завоевателей, колонизаторов и торговцев.
Стиль суахили — это место встречи Африки с арабской культурой. Это визит европейских исследователей и индийских торговцев. Это место протяженностью от Юга Сомали до Севера Мозамбика, точка на берегу индийского океана, где медленно, но красиво смешивались стили, языки и культуры народов.
Суахили смело вошел в дома и гостиницы Ламу, Занзибара, Момбасы, Дар Эс Салама.
Стиль суахили — это раскрытие традиций Восточного побережья Африки, исследование множества влияний, которые наполнили его богатством красок и очаровательными деталями, навеянными минаретами и узкими улочками каменных городов.
На протяжении тысячелетий это побережье вдоль восточной Африки было местом контакта континента со всем миром, местом открытий и встреч для передачи традиций и, конечно же, местом интернациональной торговли.
Так формировалась эра цивилизации Суахили, цивилизации, что вобрала в себя эстетику арабских традиций, черты быта индусов и основание из жизни народов Банту. Так, абсолютно постепенно, образовалась культура со своим языком, музыкальными стилями, устной историей и литературой.
На фото: работа художника Армандо Танзини — итальянца, который живет более 50-ти лет на Восточном побережье Африки
Дом суахили представляет собой величественное здание, сооружение из камня, каждый угол которого построен так, чтобы мог выдержать суровость тропического солнца, сильные муссоны и разрушительное действие времени. Все материалы для постройки домов пришли из океана: известь (для строительного раствора и гипсовой лепнины), длинные мангровые столбы (их «вырезают» из песчаных болот, а используют для строения крыши), коралловые рифы (чьи мягкие поверхности идеально подходят для резьбы декоративных перемычек и ниш).
Этот стиль можно охарактеризовать как «эклектика». В данном случае это звучит не искусственно, так как он действительно объединяет в себе несколько великих культур: Африки, Индии, арабских стран, европейских колонизаторов и несколько столетий их смешения.
На местном производстве мебели
Исламские ценности играют фундаментальную роль в разделении пространства и служат основой в проектировании традиционного каменного дома.
Конфиденциальность имеет первостепенное значение: строгие обычаи и нормы требуют отделения частной жизни от публичной сферы. Ни одно женское помещение или внутренний двор не виден со входа или с улицы. Они спрятаны от посторонних глаз. Все наружные окна закрыты ставнями, а балконы отделены от улицы деревянными резными ограждениями, чтобы сохранить приватность для представительниц женского пола.
Дома были спроектированы с вентиляцией и высокими потолками, чтобы приводить к каналу океанский ветер и сохранять дом прохладным и скрытым от солнца, насколько это возможно.
Ислам запрещает образы в искусстве и в декорациях, поэтому мастера по дереву и гипсу работали исключительно со сложными геометрическими узорами, часто используя узоры цветов, виноградной лозы и листьев.
На фото: процесс строительства домов с традиционной крышей из плетеных пальмовых веток
Максимальный диапазон охвата мангрового шеста, используемый повсеместно для конструкции крыш (2,8 м), определял площадь помещений, что привело к распространению и постоянному использованию простых форм. Внешние декорации присутствуют только в дверях и панелях. Внутренними декорациями являются синусоидные арки, а также арки над окнами и дверями. В некоторых домах можно увидеть резные дверные проемы между комнатами. Эта форма конструкции присутствует в большинстве доколониальных зданий.
Гостиница White elephant в г. Малинди
Дом на побережье. Makuti — традиционные плетеные крыши из пальмовых ветвей, привязанные к столбам из мангрового дерева
Дом на узкой улице Занзибара, резная дверь и балкон с деревянной резной оградой. Эта резьба — одна из главных особенностей местной архитектуры
Диван с подушками в традиционном африканском стиле. Арки и лампы — дань арабской культуры
Скульптуры из дерева причудливых форм — дело рук мастеров из Мозамбика. Они используют тик, эвкалипт и эбеново дерево для своих творений.
Экстерьер и интерьер не имеет границ. На фото: Кровать для отдыха днем в беседке. Кikoi — в этом случае яркая хлопковая ткань с полосками, используется для одежды, традиционно ее ткут вручную женщины с Сомали. Galana — название напольного покрытия из плоского речного камня. Распространен в регионе Момбасы.
На фото: Скамейка из натянутых, переплетенных между собой веревок. Часто встречаемый прием для пляжной мебели. Ограждение сделано из плетеных пальмовых ветвей (mkekа)
Каждый предмет интерьера — уникальный, как, собственно, и сам исходный материал. Тут часто можно встретить плетеные ограждения, гамаки, сидения скамеек, которые покрывают тонким матрасом для удобства. Такая мебель очень гармонично выглядит, так как выполнена из местных материалов.
Мебель на побережье
Стена украшена тщательно проработанным гипсовым декором и нишами под названием zidaka. Картина А.Танзини
Сундук — наследие османской культуры
Ванная комната в гостинице города Малинди
На фото: на полу — mkeka, традиционные стулья с плетеным сиденьем и стол с декоративными рисунками на стекле. Кафе в Момбасе
На фото: мужчина полирует стул прямо на улице в Момбасе
Модель этого кресла придумал британский генерал. Изюминка изделия — подставки для ног, спрятанные в подлокотники. Эта идея автору пришла после тяжелого рабочего дня, когда он весь день ходил в тяжелых сапогах, а вечером захотел закинуть ноги повыше для лучшего отдыха.
Рабочий кабинет в доме художника с видом на океан и баобабом во дворе. Пример того, как интерьер работает с экстерьером.
Самый распространенный цвет дерева, который используют в этом регионе
Индийский стул с подставкой. Считается, что это стул для самых старших членов семьи
Традиционное плетение использовали и для шкафа в современной гостинице. Нити очень плотно сплетены и натянуты так, что выдерживают немалый вес и не рвутся.
Высокие резные кровати из лиственных пород дерева с балдахином (москитной сеткой) называются pavilao. Их используют вместе с табуретом, именуемым ntazanyao.
Декором служат индийские плиточки с рисунками флоры и фауны. Они расписываются вручную. Рисунок на стекле используется для декора мебели.
Для декора интерьера используют большие керамические вазы, в которых хранят воду моряки. Традиционно их красят в яркие цвета
После завоевания этих территорий османами в IХ — XV веках тут начали строить каменные города с мечетями. Культура арабских завоевателей отразилась в религии, нарядах женщин и архитектуре. Также они привнесли на эти земли культуру резьбы по дереву, что стало неотъемлемой и характерной чертой сегодняшнего суахили.
Самым известным местом стал Стоун Таун на Занзибаре, где сохранилось очень много резных дверей тех времен. По сей день мастера передают это ремесло из поколения в поколение.
На фото: Женщина в мастерской собственноручно изготавливает мебель в арабском стиле
Kitenge — обильно принтованый текстиль, который поставляется в рулонах и очень часто используется при пошиве женских нарядов. В данном случае — используется в декоре кресел
Mkeka — текстильные сезаливые или созданные из пальмовых ветвей маты, прямоугольной формы разных паттернов и цветов
Плетеная тарелка для фруктов
Кувшин. Как правило, используется в качестве декора
Mkeka на полу и традиционные плетеные кресла. Гостиница White Elephant
На фото: Zidaka — ниши и альковы для хранения вещей. И красивая гипсовая отделка дверного проема.
Baraza — каменная лавка с подушками, выступающая со стены. В данном случае облицована деревом, в традиционном виде — просто каменная. Возможное использование покрытия terazzo (мраморно-гранитная крошка с цементным наполнением). Традиционно использовалась для общественных встреч суахильских мужчин. Гостиная в доме Армандо Танзини.
Рельефное панно из дерева с использованием африканских мотивов. Висит на стене, покрытой кусками кораллов (очень часто встречаемая техника облицовки стен в больших домах, также является традиционным способом для построения стен в banda — маленький коттедж или домик в деревне).
Очень часто встречаемый прием: старую рыбацкую лодку используют в качестве декора. Ngalawa — самая маленькая деревянная лодка суахили для рыбалки.
Деревянная резная baraza (скамейка) с арабскими мотивами
Кухня в доме
В небольших рыбацких деревушках по сей день строят дома в традиционном стиле, используя простые материалы: тонкие мангровые столбы заполняют перетертой грязью и большими кусками кораллов. В доме — одна комната, плетенная крыша из пальмовых ветвей, а плетеные маты из обработанных пальмовых листьев покрывают земляной пол. Их часто строят в тени манговых деревьев и кокосовых пальм, а каждый год после сезона дождей берутся за их починку.
Вот моя страничка в fb: https://www.facebook.com/rina.lovko
Пишите отзывы, делитесь впечатлениями, скоро планирую написать о своем знакомстве с художником Армандо Танзини и впечатлениями, полученными от его творчества.
-
KAJI GALLERY: дім японського мистецтва від MAKHNO Studio
-
8SUN RESORT: прихисток для закоханих від студії MAKHNO та SAI ARCHITECTS
Дизайн в путешествиях - Ищу идею Для сонячних днів та медових ночей: готельний комплекс 8SUN RESORT від українських дизайнерів Українська команда MAKHNO представляє новий проєкт 8SUN — ідеальне місце відпочинку для закоханих, розташоване на узбережжі казкового острова Балі в теплому Індійському океані. Незвичайний дизайн інтерʼєру готелю та мистецтво роблять простір чудовим місцем для проведення весільних церемоній та медових місяців молодят, а також тих, хто шукає спокою у найкрасивішому місці на Землі.
-
Готика та ліванське ткацтво: головний храм Burning Man 2024
-
Бруталістська вілла в Мексиці за проєктом Espacio 18 Arquitectura
-
Seoul Twin Eye — оглядове колесо без спиць за проєктом UNStudio
-
10 світових пам'яток архітектури за версією ШІ
-
Яскравий витвір максималізму: готель Villa Palladio від Марі-Анн Удежанс
-
Догори дриґом: проєкт австрійського спа-центру від бюро noa*
-
Пейзажі В'єтнаму на аерознімках Фам Хай Трунга