Али Кардес: «Архитектура – это не для кошелька, архитектура – это для сердца»
Анастасия Белогривцева
Мы не откроем для вас секрет, если скажем, что в Украине работают и достигают успехов многие профессионалы, прибывшие из других стран и государств. Ровно так же наши специалисты становятся востребованными за рубежом. И архитектура тому не исключение. Процессы глобализации, обмен опытом или просто «дружба народов» – причин, поводов или аргументов можно привести немало. Али Кардес – архитектор турецкого происхождения, который уже не первый год дистанционно, либо находясь тут, работает во благо Украины. Чем привлекает его наша страна, что он здесь уже реализовал, а что только собирается, мы спросили у архитектора лично.
HIS: С чего началась твоя карьера архитектора? И каких успехов ты уже успел добиться в этой профессии?
Али Кардес:
Первое свое образование я получил в Германии. Второе место учёбы – это London Royal Academy. Моя специальность называлась project manager. Затем на протяжении трех лет я работал в Африке. Это было долгое и плодотворное сотрудничество с компанией Shell. Там я проектировал и участвовал в строительстве общежитий и мест общественного питания, занимался обустройством рекреационных зон и мест для отдыха. Стройка велась в Нигерии, Мали, Конго, Ливии, а также Ираке и Дубай. Вскоре я вернулся в Лондон и был назначен руководителем нескольких архитектурных проектов в компании, которая занималась реконструкцией старых объектов. Я принимал участие в реконструкции Викторианских домов, которые были построены во времена правления королевы Виктории. В этот период я получил грандиозный опыт, ведь не просто закрепил теорию практикой, но и применил полученные знания в своей последующей работе. Сегодня я понимаю, как сделать так, чтобы здание и через время выглядело идентично тому, каким было реализовано, когда было сдано. Я знаю, где и как найти кирпич, соответствующий оригиналу, как создать аутентичные оконные проемы, а не использовать пластик либо металл. В таких случаях ты не можешь руководствоваться своими личными вкусовыми предпочтениями, ты должен приложить максимум усилий и сделать так, как было задолго до тебя. Затем, после Лондона, я продолжил свое сотрудничество с JAC Airport Consultants, Inc. Мало кому известно, но терминал D Бориспольского аэропорта – это точная копия здания аэропорта, который располагается в Японии. А все потому, что японцы не только занимались строительством – сам процесс осуществлялся на японские инвестиции. И в связи с этим, все деньги, которые аэропорт зарабатывает сегодня, отправляются на возмещение долга. Мне посчастливилось участвовать в строительстве нового терминала, это стало отдельной страницей моей жизни. В 2012 году, когда объект был сдан, я открыл свою собственную архитектурную компанию. Открыл её здесь, в Киеве, и назвал Phoenix Architecture. В этот период я получил несколько неплохих предложений от таких брендов как: Marks & Spencer, Gap и Nike. Для этих компаний я создал восемь магазинов и бутиков. Располагались они не только в Киеве, но также в Донецке и Днепре. Помимо дизайна, интерьеров и строительства я не прекращал увлекаться реконструкцией: принимал участие в реновации отеля Renaissance Kyiv Hotel. В то время я был очень счастлив, ведь был увлечен любимой работой и занимался реализацией хороших проектов. Но экономический и политический коллапс, который произошёл в Украине, стал причиной моего возвращения в Германию. Там я принялся за работу на благо компании Bosch, так как они в свое время оплатили мою учебу в институте. Если быть точным, то первый звонок от них поступил в тот день, когда я окончил вуз. Уже тогда они были готовы принять меня к себе на работу. Но в тот момент я не понимал, как молодой архитектор может помочь компании, которая занимается производством холодильников, морозильных камер, пылесосов, стиральных машин и прочей бытовой техники. Ответ был найден со временем: они нуждались в новых фабриках, а здания для фабрик необходимо было строить. Я стал тем парнем, который работал над проектированием заводов, цехов, дизайном офисов. Это была очень увлекательная, но непростая работа. Мне необходимо было думать не только об архитектуре, эргономике комнат и кабинетов, внешнем облике здания, но и о людях. О людях, которые должны будут там трудиться. Закончив работать для Bosh, я вновь вернулся в Украину. Это было 29 декабря 2015г.
HIS: Чем ты занимаешься сейчас?
Али Кардес:
Полгода назад я работал на компанию, которая строила «Гулливер», «Парус», «Мандарин Плаза», Arena City и немецкое посольство в Киеве. Я отвечал за иностранные проекты. Нашими клиентами были заказчики из Германии, Дубай и других стран. Сейчас я развиваю бизнес в Турции, благодаря которому мои соотечественники смогут быстро и без проблем оформлять свои интерьеры. Есть и некоторые планы. Мне бы очень хотелось открыть собственную компанию, которая могла бы заниматься не только архитектурой, но и производством мебели. У меня есть помещение площадью в 400 квадратов и мне бы очень хотелось в этих стенах что-то создавать. Сейчас я ищу партнёров, у которых есть идеи развития. К примеру, ты – дизайнер, у тебя есть идея, ты знаешь, как ее реализовать, но у тебя нет места и нет денег. Поэтому я готов не только найти клиента, но и предоставить место, инвестировать и быть частью этой коллаборации.
HIS: Расскажи, что ты делал на Востоке Украины в рамках проекта Unicef?
Али Кардес:
Во время работы для Unicef я занимался реконструкцией и ремонтом школ, больниц и других необходимых социуму учреждений в городах Донецкого региона. Я согласился на этот проект сразу же после возвращения в Украину. Я понимал, что это будет нелегко, ведь придется созидать не то, на что повлияло время, а то, что разрушила война. Финансированием этого социального проекта занимались Германия, Америка и Канада. Я и моя команда выстраивали новые стены, клали новую кровлю, возобновляли подачу воды и электричества. Если у меня будет время, я постараюсь вернуться и продолжить начатое, ведь эта работа не для твоего кошелька, а для твоего сердца.
HIS: Несмотря на твой возраст, у тебя немалый опыт работы архитектором. Возможно, ты помнишь тот день, когда решил посвятить себя этой профессии?
Али Кардес:
О том, как я принял осознанное решение стать архитектором, я рассказывал в своем докладе в рамках Bologna design week в прошлом году итальянским студентам. С тобой же готов поделиться, как в моем еще детском сердце родилась эта мечта. Это случилось, когда мне было шесть. Мы ехали с моей мамой и младшим братом к ее отцу, моему деду, который занимался проектированием железнодорожных путей в Греции. Я очень хорошо помню этот период в моей жизни: нестабильная экономика страны, невысокий семейный доход, у моих родителей не было возможности купить мне вторую пару ботинок, вторую пару брюк, вторую куртку. В нашей семье тогда существовала система: я должен был бережно и аккуратно носить свои вещи, так как потом их предстояло носить моему брату. Чтобы проведать моего дедушку, мы выбрали поезд, а если быть точным – паровоз. Транстпорт этот был доступным, но медленным (по сравнению с современными поездами), шумным и дымным. Путь был долгим, поэтому мама дала мне несколько копеек, чтобы я купил в вагоне-столовой что-нибудь перекусить для себя и брата. Кажется, мне необходимо было купить бутылочку молока. Идти надо было через весь состав, поэтому, как подобает ребёнку, шел я прогуливаясь, останавливая свой взгляд на окружающих за окном пейзажах, рассматривая пассажиров и напевая себе под нос какую-то детскую мелодию. Когда же добрался до вагона-ресторана, уже выстояв очередь, я понял, что деньги потерял. Я настолько расстроился, что в мою голову пришло только две мысли: первая – вернуться к маме, признаться в случившемся и остаться наказанным, либо вторая – на которой я и остановился, – объяснить продавцу, что я еду к дедушке, а на обратном пути у меня будут карманные деньги, которые я смогу отдать ему за молоко, которое возьму для себя и своего брата сейчас. На свое нестандартное предложение я услышал категорический отказ. Но тут из очереди прозвучал мужской голос с просьбой дать мне две бутылки молока. В ту же секунду продавец получил за него и деньги. Этот мужчина вышел из очереди. Я был ошеломлен. Во-первых, я не ожидал такого поворота событий, во-вторых, на тот момент я никогда в жизни не видел столь элегантно одетых мужчин. Мы присели тут же на лавку. Первое, что он спросил меня, это кем я хочу стать, когда вырасту. Недолго думая, я ответил, что мечтаю быть астронавтом и путешествовать в космосе, рассматривая другие планеты. Он уверил меня, что я несомненно стану замечательным астронавтом, но для этого мне надо будет лишь хорошо и упорно работать. Кем он станет, когда вырастет – спросил я его в ответ. Он улыбнулся и ответил, что уже вырос и у него есть профессия. Он – архитектор. Что такое архитектор? Кто такой архитектор? Чем он занимается? Все эти вопросы возникли в моей голове в ту же секунду, но я не задал ему их, а поинтересовался куда он едет. Он ответил, что направляется в Афины, начав описывать этот город, догадываясь, что там я никогда еще не бывал. «В Афинах я работаю, там очень много красивых высотных зданий, очень много школ и заводов, поликлиник и магазинов, и именно мне необходимо решать, где появится новое здание. Затем я буду его проектировать и строить», — рассказал мне собеседник. «Это очень круто», – ответил я. «В один из дней, когда ты будешь готов лететь в космос, кто-нибудь из моих друзей-архитекторов спроектирует для тебя летающий корабль, чтобы ты мог отправиться в путешествие», — продолжил он. И именно в тот момент я понял, что профессия архитектора гораздо интереснее нежели работа астронавта. Я вернулся к маме и сказал: «Мам, я буду архитектором!» «Кто такой архитектор?», – спросила меня мама. «Это очень крутые ребята, – ответил я, – которые создают всё, что нас окружает вокруг. Без промедления я попросил у мамы ручку и написал на собственном животе: «Архитектор Али». Именно в тот день и при тех обстоятельствах в моем сердце и в моей голове родилась большая архитектурная мечта.
HIS: Очень милая история. Спасибо тебе за откровенность. Хочу поинтересоваться, почему мы встретились сегодня с тобой здесь: на школьном спортивном стадионе, а не в кафе или сквере?
Али Кардес:
Все дело в том, что я руководил строительством этого стадиона и ремонтом спортивного зала в школе. И история работы над этим проектом полна курьезов. Прежде всего, эти курьезы были связаны с жителями микрорайона и, в частности, жителями этого двора. Они неоднократно пытались всячески сорвать процесс, мешали стройке, устраивали скандалы и утверждали лично мне, что я тут не спортивную площадку строю, а новый очередной торговый центр. Все предоставленные им официальные бумаги, все разрешения и документы государственной важности игнорировались. Дело доходило до поджогов, митингов и даже драк. Вопрос удалось решить лишь благодаря поддержке Министерства образования Украины. Они выделили полицейского, который охранял территорию школьной площадки, а мы могли спокойно продолжать строительные работы. Ситуация кардинально изменилась после открытия стадиона, когда на нем пару голов в ворота забил сам Шевченко, а довольные и счастливые жильцы стали меня за все благодарить и извиняться. Прошло 2, 5 года и ты видишь, как этот стадион выглядит сейчас. Состояние этого стадиона сейчас неудовлетворительное, и мне больно и обидно осознавать, что урон всему нанесли эти же жильцы намеренно. В ночное и вечернее время суток площадка закрывается. Так вот, чтобы попасть вовнутрь, решетку нужно разрезать, приложив немало усилий. Это не может сделать ребенок, для этого как минимум необходимы садовые инструменты. Но больше всего меня огорчает то, что сегодняшних детей мы не учим, как сохранить существующие, мы им простым и наглым способом показываем, как можно все испортить.
HIS: А какая архитектура тебя восхищает? Какие места ты любишь посещать?
Али Кардес:
Мне очень нравится древняя архитектура. Это могут быть как пирамиды в Египте, так и Айя-София, которая находится в Стамбуле. Что касается современных городов, то архитектуру мегаполисов, типа Нью-Йорка, Берлина или Гонконга, я не очень люблю. Чего не могу сказать про Лондон. В этом городе, я считаю, зонирование просто идеальное. Замечательно продумана транспортная развязка. В Стамбуле и Москве о таком только мечтать можно. Проживая в этих городах, ты можешь потратить около трех часов, чтобы добраться от дома до места своей работы. Британцы же продумали все по максимуму, начиная от тротуаров и заканчивая сливом дождевой воды. А вообще, я считаю, что настоящая архитектура должна предоставлять тебе удовольствие от увиденного и уметь объяснять пространство, вне зависимости от сложности строения (кинотеатр это или торговый центр, небоскреб или коттеджный городок). Ты должен понимать, где ты находишься и куда ты двигаешься за счёт лестниц и фонарей, лифтов и лестничных площадок. Когда я работал над проектом аэропорта, постоянно старался мыслить не просто как архитектор, но и как обыкновенный пассажир. Я часто вспоминал влюблённых, которые в этом месте расстаются и встречаются, родителей, которые ждут своих детей, людей, которые, возможно, уже никогда сюда не вернутся. Когда я работал над проектами больниц, думал о детях, которые открыв свои глаза прежде всего видят то пространство, что создал ты. Вспоминал о стариках и последней картинке, которая останется в их глазах перед смертью.
HIS: Возможно, существует проект, который ты еще не осуществил, но уже мечтаешь?
Али Кардес:
Я очень хотел бы создать загородный комплекс, который в чем-то был бы похож на ферму, но где животные были бы свободны и чувствовали себя комфортно. Я верю в то, что архитектура - это не только для людей, это и для животных. На этой ферме не работали бы обыкновенные работники, тут трудились бы волонтёры, которые всем сердцем и душой любят животных и могли бы делать их пребывание в этом месте лучше. Желающие, отказавшись разок-второй от ночных клубов и прочих развлечений, могли бы жертвовать свои финансы на питание, жизнь и, при необходимости, лечение этих животных.
Фото: The GATE
Читайте также: Владислав Голдаковский: «Мы должны проектировать не жилые площади, плотности застройки, инженерные сети. Мы должны проектировать связи и отношения».
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Интервью -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Интервью -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Интервью - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.