Алена Юдина: «Способность к восприятию — одна из обязательных для дизайнера»

HIS
Дизайнер Алена Юдина рассказала HIS.UA о любимых скандинавских акцентах в интерьере, почему всегда нужно болеть любимым делом, а также возможном развитии хорошего вкуса у каждого из нас.
HIS: В 2014 году твоя интерьерная работа "Квартира с птицами" была по достоинству оценена Фабио Новембре и Массимо Папири и заняла призовое место в одном из пристижных конкурсов нашей страны. Ты сама считаешь награды определяющими для своей карьеры?
Алена:
Мне приятно это упоминание, спасибо вам. Это очень дорого мне, что так случилось и так определили на конкурсе. И как к этому можно остаться безразличным? Это люди — большие мировые величины, а их положительная оценка — щедрый комплимент тому, что делаю я. И очень верный критерий подтверждения красивого, хотя и не абсолютный, ведь интерьер не может нравиться всем без исключения.
Действительно, честная победа определенно дает многое: массу энергии, конечно же, усиливает желание самосовершенствоваться и идти дальше, вдохновение, прилив сил и амбициозности в определенном смысле. Таков язык взаимообмена и еще раз подтверждение того, что дизайн не является чистым монологом. И в отдельности от маркетинга такие награды — большой стимул для меня лично, хотя и не являются конечной точкой стремления. Поэтому, считаю их очень укрепляющими для меня в профессии, и они стоят всех трудов.
"Квартира с птицами". Фото: Андрей Авдеенко
HIS: Скандинавский стиль от Алены Юдиной, какой он?
Алена:
Мне кажется такой, каким первым и бросается в глаза. Этот его верхний слой — важный для меня, над этим я много работаю. Над его смыслом, стройной звонкостью что ли, бесшовной комфортностью для глаз. Даже при беглом взгляде или при нахождении в интерьере совсем недолго он должен успеть рассказать о себе, сам, без меня.
И такой же остается потом, в изнанке: он легкий, не тяжелый для восприятия, но в то же самое время проработанный каждой своей составляющей, если углубиться в разглядывание. Отточенный и доведенный до "лучшей себя" версии, за этим часы работы могут стоять, а может и порыв чистого вдохновения находится. Особенность этих двух разных случаев в их схожести давать одинаково хорошие решения.
Он в том, что имеет свои собственные акценты, которые могут жить самостоятельно и "не самостоятельничать" точно вживаясь в концепцию интерьера, но кроме них есть еще масса такого, к чему стоит приглядеться в общей фоновости. Как раз из этих акцентов складывается лицо квартиры и подчеркивается ими же ее индивидуальность. А еще у них есть способность срабатывать как ловушки, способствующие запоминанию, сразу выделяя квартиру из ряда нескольких квартир схожего стиля и сигналить-сигналить про нее, подавая знаки внешнему миру о данном интерьере.
"Квартира с оленями". Фото: Андрей Авдеенко
HIS: Какие еще любимые приемы ты предпочитаешь использовать в оформлении пространств?
Алена:
Это может быть совершенно любой прием, смысл которого трактуется хоть в интернете. А вот из соединения приемов появляется интерьер.
В него вмещаются мои любимые спокойные, нешумные формы, он не распадается с каждой комнатой, а собирается. Я — за легкую поэтизированность, за чистоту, за атмосферу, хотя мне нравится совсем легкое ретро в интерьере. Я за современный интерьер. Не хочу своего заказчика сживать с классическим временем, к которому мы не принадлежим. Хочу делать для человека, который днем был на работе, в интернете, в пробке, а вечером зашел с улицы и его внешнее пространство могло совпасть с внутренним, домашним. Что мне кажется очень важным, так как дизайнер должен чувствовать ритм каждого дня, нашу повседневность.
Едва я захочу поддерживать свой стиль классическими мотивами, или использовать тенденции ар-деко в своих проектах. Но иногда эти цитаты в работах других дизайнеров мне нравятся. Очень иногда, правда. Еще очень люблю прикасаться к личностям, к тем предметам, которые ими создавались. За это очень тепло люблю свои проекты, в которых эта возможность состоялась.
"Квартира с оленями". Фото: Андрей Авдеенко
HIS: А как ты вообще поняла, что хочешь стать именно дизайнером?
Алена:
По совокупности восприятия мира и того, что лично я хотела производить.
HIS: На что чаще всего ты обращаешь внимание при первом знакомстве с заказчиком?
Алена:
Точно на то же самое, на что и при первом знакомстве с любым новым человеком:
На то, какая идет энергия от человека;
На то из чего он состоит, на внутреннее, и тут правда не угадать ни по внешнему виду, ни по внешним чертам;
На то, о чем и как этот человек говорит, на манеры;
На то, как мне рядом с этим человеком, и как другим рядом с ним.
"Квартира с птицами". Фото: Андрей Авдеенко
HIS: Назови три основных принципа, которые помогают тебе работать продуктивно.
Алена:
Эти три пункта:
— Дисциплинированность;
— Планирование. Обозначение приоритетов, последовательность и системность в этом пункте так же;
— Отдых. Он необходим.
К третьему пункту нельзя относиться пренебрежительно, так как он важен, как и отношения, и дело, и хобби, поскольку работает как предохранитель и не дает сгореть. Побольше ежедневного сна для увеличения КПД и много чистой воды внутрь.
Точно не мешает работать продуктивно на время переключенное внимание с одного проекта на другой, или вообще на посторонние дела, если только не сильно вразрез двум первым пунктам.
Во многом еще зависит, насколько в целом вы счастливы. Делать нужно то, что соответствует внутреннему, с теми и для тех, кто по духу близок и симпатичен, и рутины станет в разы меньше, и безусловно, такая работа только воодушевит, придаст сил, а не станет их отнимать.
Ориентируйтесь на результат, который желаете получить в конце. Находитесь в диалоге с ним, делайте постоянно что-то для него, не останавливаясь, это ваш внутренний компас и навигатор дел, из будущей формы времени проецируйте в настоящее, не забывайте, что вам туда просто необходимо и поскорее. Также увеличитель ежедневного КПД.
HIS: Смогла бы ты выделить основную способность (качество), которой должен обладать дизайнер?
Алена:
Способностью к восприятию — одна из основных.
"Квартира с оленями". Фото: Андрей Авдеенко
HIS: С какими собственными качествами тебе трудно мириться в работе?
Алена:
Противоречивость. Ее во мне много и в жизни повседневной. Но есть одни слова британской провокаторши Вивьен Вествуд, что по настоящему цельная личность состоит из противоречий. Вот я тоже так считаю, как оптимист. И хочу, чтоб мне еще могло и помочь. И мне с этим качеством не то что не трудно, мне с ним фантастически великолепно, если поворачиваю в нужное себе русло: c ним можно договориться так как является очень спорящим с любой ситуацией и к ней же отзывчивое одновременно, и чувствительное, задает сразу множество вопросов и дает ответы на них и многое можно прояснить через эту массу сомнений и ракурсов подхода. Качество с энергией. Я не считаю свой характер идеальным. Но не устаю благодарить родителей за все его сильные стороны, над остальным (спасибо мозгу и силе воле) я всегда поработать могу.
"Квартира с оленями". Керамика: Ольга Фрадина. Фото: Андрей Авдеенко
HIS: Если человек поверхностно знакомом с предметным дизайном и дизайном интерьера в том числе, какие пути и ресурсы ты ему посоветуешь для изучения этих тем?
Алена:
Это достаточно широкая область. И, насколько я знаю, нет единого руководства, чтоб все охватить как по привычному учебнику. Я бы посоветовала, например, начать так: выберите любимый предмет, наверняка у вас такой есть, будь то диван B&B, кофеварка Alessi, техника фирмы Braun или AEG, совершенно любой.
Узнайте, что за личность стоит за ними, и читайте все о его создателе, при этом изучая его творческий путь, отслеживайте информацию по истории становления некоторых мебельных марок и по их производственной культуре, какие архитекторы для них проектировали, каких принципов проектирования они придерживались, что влияло на формообразование, стилистическое направление, колористику, читаете биографии, автобиографии. По этим биографиям можно загуляться. Наращивайте и эти знания. Они помогут личности для вас раскрыться и засиять. Давно я пришла в эту профессию, влюбившись сначала в этих людей, их пути и их творения завлекли меня в пространство дизайна, и до сих пор они остаются большим источником вдохновения.
Начните рассматривать историю предметного дизайна с персоналии Уильяма Морриса и движения искусств и ремесел (Arts&Crafts), не обходите вниманием историю мастерской Баухауc и Вхутемас. Нельзя пропустить движение русского авангарда, обязательны Кандинский, Малевич, Родченко Варвара и Степан, Татлин, Эль Лисицкий. Одно из самых уникальных, любопытнейших и вдохновляющих течений на мой взгляд. Из профессоров круга Баухаус ориентирами могут стать Мис Ван Дер Роэ, Марсель Бройер, Оскар Шлеммер и опять Кандинский, и последний уже под ракурсом школы Баухаус.
Проследите по хронологии, что происходило потом, что создавалось этими людьми, а в дальнейшем их последователями, и встретите массу всего интересного. Учитесь у лучших!
Так же есть личности смежных профессий, путь которых возможно вас тоже сможет направлять. Таковой может стать Диана Вриленд. Она и не архитектор вовсе, но является многовекторной, без границ, бесстрашным женщиной-новатором, которая вдохновит любого на построение своего пути.
Художники: описание цветов Кандинского именно словами в его теориях, и то как он подбирал цвета к форме, чтоб усилить эффект. "Розовый" и "Голубой" периоды Пикассо, и его мастерство сочетаний цветов между собой отлично будет взять на вооружение. "Моя жизнь" Шагала, "Сокрытые лица", "Дневник одного гения" Дали — эти книги многому меня научили в плане работы, а в контексте заданного вопроса помогут посмотреть на эпоху глазами людей, которым довелось родиться гениями.
Фото: Катя Кондратьева
HIS: Как ты считаешь, можно ли сформировать хороший вкус?
Алена:
Да. Провокационно, но считаю все же, что хороший вкус можно воспитать, или хотя бы пытаться его тренировать. Не считаю его врожденным. Каким образом? — Разрешайте себе смотреть как можно больше на предметы искусства уже общепризнанные в своей красоте, величины мировые. Стоит обращать внимание, насколько ваш вкус соотносится с этими образцами хорошего вкуса. Ими могут являться книги, картины, кинокартины, музыка. Может быть стоит проводить такие эксперименты с собой и влиять на себя так, постоянно сравнивая и смотря вокруг во все глаза.
Единственное, нельзя сформировать способность к восприятию. Это свойство врожденное. Если такой способности впитывать нет, то воспитать в себе хороший вкус скорее невозможно, чем можно. Но таково мое мнение.
"Квартира с оленями". Фото: Андрей Авдеенко
HIS: Счастливым можно назвать человека, который трудится в удовольствие. Что именно тебе дает твоя работа?
Алена:
Удовольствие;
Поиск;
Вдохновение;
Людей;
Способ совершенствования...
Я очень люблю свою работу, а если бы не любила, то сложно мне было бы делать ее ежедневно.
"Квартира с оленями". Керамика: Ольга Фрадина. Фото: Андрей Авдеенко
HIS: Ранее мы уже рассказывали нашим читателям о твоем творческом тандеме с Анной Круть. Сейчас же керамика Ольги Фрадиной дополняет интерьер твоего авторства. Расскажи подробнее о вашем сотрудничестве.
Алена:
Вдохновение всегда сопутствует этим двум девушкам. Как, собственно, и желание самосовершенствоваться. Самостоятельно нашли свой источник удовольствия в работе, и давно работают с визуальным. Быть собой и одновременно быть готовым к совместному, понимать суть общего, чувство партнерства — является схожестью работы с Анной и Ольгой.
Оля, как и я, является дизайнером интерьеров. У нее давно сформировано собственное дизайнерское мнение и портфолио прекрасных интерьеров, а в керамике перешла от первых проб к серьезным результатам. При декорировании квартиры мы работали с тремя десятками единиц: это целое керамическое воинство и творческое высказывание именно Олино, очень искреннее. Это ее керамическое Я.
Интерьерные ориентиры, тонкость наблюдения, чувство вкуса, отношение к профессии Ольги мне близки и нравятся, а ей понятно то, что делаю я. Это двигало к сотрудничеству, к такому эмоциональному опыту, чтоб получить истинное удовольствие от результата и процесса, и еще раз сделать такое свое — свое и общее, оставаясь двумя независимыми единицами. Мой интерьер являлся фоном, а Оля была ответственна за детали, а учитывая все то, что я перечислила нам было легко с друг другом. Керамика не спорила с интерьером, интерьер не растворил собой керамику, результат оказался цельным и не оставил вопросов, так нам подумалось.
И еще была прекрасная атмосфера во время съемки с фотографом Андреем Авдеенко, когда все на одном языке говорят.
Фото: Андрей Авдеенко
HIS: В своих интерьерных работах ты прибегаешь к использованию мебели отечественного производства, в частности дизайн-бюро ODESD2. Расскажи, что повлияло на твой выбор?
Алена:
Все началось с проекта "Квартира с Птицами". Три года назад я набрала номер с сайта ODESD2 и договорилась с Димой Булгаковым о встрече. Сейчас для меня особенность того момента состоит в том, что впервые я начала работу над интерьером не с мебельным каталогом зарубежной марки, а с отечественным молодым дизайном, а для бюро — первое сотрудничество с дизайнером интерьеров и их комплексным подходом к интерьеру.
Совместно мы сделали два проекта, и они оказались успешными для меня, для интерьеров и, надеюсь, что и для бюро. Благодаря своему широкому ассортименту ODESD2 ни одним своим предметом не повторились, хотя были еще в начале своего пути и сохранили свое стилистическое я. А я получила, как дизайнер то, что хотела: проекты были похожи и непохожи одновременно, предметы бюро связывали их между собой, комнаты перекликались мебельными формами внутри каждого проекта.
На данный момент бюро подошло к взрослости, имеет очень широкую линейку предметов совершенно непохожих на какие-либо другие, и за это время стали достаточно известны и узнаваемы. Сейчас ODESD2 охватывает много секторов: мебельное проектирование, интерьерный дизайн, производство, у них имеется фотостудия и обучающий центр, и компания выходит на внешний рынок.
А в их шоу-руме появился наша мозаичная тарелка с сычиком из линейки, подарок от Ани и меня на удачу и на память.
Фото: Андрей Авдеенко
HIS: Что ты можешь пожелать дизайнерам, которые не уверенны в себе? Подскажи, как обрести профессиональную уверенность?
Алена:
Хорошо помогают начатые с начала и доведенные до конца дела. Это своего рода — лифт наверх. Я верю в завершенность даже совсем маленьких дел, что по нарастающей приводит к другим вершинам. Еще уверенность в себе приходит через бескорыстную помощь другим, без огласок и афиш, просто добро, направленное на тех, кому это необходимо.
Все наше "хорошо" и наше "плохо" создается нашей головой, там же возникает и наша мнительность. Может быть стоит действовать так, следуя совершенно абсурдистской формуле: я переживаю, но делать буду, будто я не переживаю? И если поверить в эту формулировку, и взять ее за константу, она начнет работать. И все начнет меняться эффективнее, чем с любыми практиками со страниц специализированных изданий. Лучше сразу вычеркнуть остро отточенным карандашом внутри себя чувство страха ошибиться. А еще лучше — никому не говорите, и я бы сделала вид, что в себе не сомневаюсь, едва кому-то еще будут заметны эти внутренние бури и смятения.
Константой также является и то, что сомнения одолевают каждого, и очень сильный профессионал — не исключение.
Всегда нужно гореть делом, и как раз будущий человек-непрофессионал в противовес человеку-профессионалу уставшему может быть и конкурентом со своим неутомимым энтузиазмом, и внутренней свободой. Сможете нажимать на эту клавишу разниц? Профессионалу это можно противопоставить. Также возьмите с собой на вооружение и другие свои сильные индивидуальные стороны и свойства своего характера, они очень вам пригодятся вначале, пока не имеется навыков специальных. Шагните на этот путь с ними, параллельно приобретая профессиональный опыт. И идите так, от противного.
Вера в себя, настойчивость, доля самоиронии, оптимизм ко всему рабочему процессу вам помогут. А если будут огрехи, то не отчаивайтесь. Просто выложитесь максимально, насколько сможете, и могут тут позволить вам это сделать все обстоятельства. Просто делайте хорошо, не фальшиво и так делайте до конца.
HIS: "Мы вправе лететь, куда хотим, и быть такими, какими мы созданы". Согласна?
Алена:
Мне кажется, что так точно можно полететь и попасть на необитаемый остров. Потому, что человека делает человеком не только его "в праве", но и его обязанности, его ответственности, его осознание своей свободы и тех границ, когда он соприкасается со свободой других.
Фото: Андрей Авдеенко
-
Авторы проекта «Черное черное море» Сергей Махно и Роман Михайлов рассказывают о своих любимых черных предметах
Интервью -
Виктор Захарченко, Ольга Собчишина, Артем Мещанкин: о любимом деле, здравом авантюризме и деятельности в Sergey Маkhno Architects
Интервью -
Игорь Тихий, Александр Махно и Александр Ковпак: о трудностях профессии, работе в Sergey Маkhno Architects, команде и руководителе
Интервью -
Эммануэль Галлина: «Между красотой и функцией должен быть баланс»
Интервью -
На территории заказчика. Беседа архитектора Влада Голдаковского с Андреем Ваврышем
Интервью -
Елена Фатеева: «Творческий человек должен быть максимально свободным»
Интервью -
Наталия Олексиенко: «Мы сами являемся источником, а внешние факторы всего лишь дополнительный повод начать создавать»
Интервью -
На территории заказчика. Беседа архитектора Влада Голдаковского с Валерием Чикерией
Интервью -
Transformations в рамках Paris Design Week. Встреча с идеологами проекта
Интервью -
Old Store: щоденник натхнення Наташі Єгорової
Интервью