Сергей Махно: «Самое главное качество — это талант» (продолжение)
Анастасия Белогривцева
С именем Сергея Махно многие украинцы (и не только) ассоциируют современный отечественный дизайн. Не мудрено, он — один из лучших, ведь сумел с успехом выйти на мировой уровень. Его объекты есть в Украине и США, Великобритании и Китае, Португалии и ОАЭ. И это далеко не весь список стран, где Sergey Маkhno Architects реализовали свои проекты. О конкурентах и зависимостях, Японии и друзьях-заказчиках, семье и мечтах читайте в нашем сегодняшнем интервью с Сергеем.
Читать ЧАСТЬ 1: Сергей Махно: «Ошибаться – не стыдно, стыдно ничего не делать» (начало)
HIS: Есть ли у тебя конкуренты?
Сергей:
Да, у меня конкурентом может быть студент четвертого курса, который в столь юном возрасте создаст что-то стоящее
HIS: И ты их воспринимаешь таковыми?
Сергей:
Нет. Конкуренция это очень спорная тема. Есть встречный вопрос: у Louis Vuitton есть конкуренты?
HIS: Нет. У них просто есть своя ниша.
Сергей:
Вот. Точно также и у нас. Есть Слава Балбек, Soesthetic group, YOD design. Пересекаемся ли мы на тендерах? Да, пересекаемся. Бодаемся ли мы? Да. Считаю ли я их своими конкурентами? Нет, скорее друзьями. Мое личное восприятие таково. Я не могу считать Женю Засуцкого и Колю "Baraban" своими конкурентами, мы почти родственники. Они мои кумовья. Считай, они – это часть моей жизни.
HIS: Чтобы перейти от темы предметного производства я начала перечислять фамилии: Мусатов, Грек, Билык...
Сергей:
Класс! Мои! Любимые, — перебил меня Сергей.
HIS: А что необходимо, чтобы ты обратил внимание на творчество человека? Чтобы использовал его (её, их) работы в своих проектах? Что надо производить, чтобы Сергей Махно тебя заметил? Каким надо быть, чтобы ты, как сейчас, назвал "любимыми"?
Сергей:
Для начала надо показать, что ты умеешь делать. В этом офисе сейчас работает несколько людей, которые когда-то пришли сюда, показали свои работы и остались. А есть и такие, которые прошли стажировку, но не остались у нас. А есть и те, кто приходил, работал, а потом я их увольнял. Что надо делать? Надо делать каждый день! И любить то, что ты делаешь. Надо профилироваться. Быть увлеченным чем-то не 5 минут, а отдавать своё дорогое время этому делу.
HIS: Но все равно существует же какой-то критерий отбора? Даже тех людей, которые работают сегодня под твоим руководством.
Сергей:
Самое главное качество — это талант. После таланта идут преданность, любовь к работе и честность.
HIS: Ты можешь с первой встречи определить, есть ли у человека талант?
Сергей:
Да, я думаю, да. Конечно, можно уметь красиво врать. Были и такие, которые приходили в мою студию с моим проектом устраиваться ко мне же на работу. Если не ошибаюсь, приключилась эта история лет 5-7 тому назад.
HIS: Сколько человек сейчас работает под твоим руководством?
Сергей:
52 человека.
HIS: За глаза говорят, что через тебя проходит большой поток кадров. Это правда?
Сергей:
Ты знаешь, все зависит, как на это посмотреть. У меня есть люди, которые работают со мной 8 лет. Есть такие, которые в моей команде 5 лет, а есть и те, кто 5 месяцев. В большой компании отношения строятся уже немного другим способом. Пришел к нам копирайтер, пописал месяц и пошел. Это можно считать текучкой или нет? Либо пришли люди, даже испытательный срок не прошли, и я их уволил. Это тоже называется текучкой?
HIS: А можно полюбовно расстаться с Сергеем Махно?
Сергей:
Да, можно. Есть люди, с которыми я продолжаю общаться и дружить. Кому могу позвонить и спросить совета или просто поговорить по душам. А есть и такие, с кем я принципиально не здороваюсь. Есть люди, об уходе которых я жалею.
HIS: И ты можешь сейчас назвать их имена?
Сергей:
Конечно, могу. Ваня Войтович, Вася Бутенко. Я слежу за их творчеством, отслеживаю новые работы.
HIS: В одном из интервью ты назвал себя керамикозависимым. Ты не излечился?
Сергей:
Нет, состояние наоборот усугубилось (улыбается, – ред). Я хочу открыть собственную керамическую мастерскую. Кстати, вместе с вышеупомянутым Юрой Мусатовым. Он мне в этом очень помогает. Я уже купил одну из самых больших печей, которые есть в Киеве. И хочу развивать керамическую тему очень активно. Я собираюсь в очередной раз посетить Японию, чтобы изучить, какие керамические производства есть там у них. Я хочу перенять их опыт, возможно, купить лучших специалистов, которых смогу себе позволить, чтобы они прилетели в Украину и, как минимум, поработали с нами.
HIS: Появились ли у тебя новые зависимости?
Сергей:
Ты знаешь, моя новая зависимость – это третий сын.
HIS: Расскажи, как пополнение в семье повлияло на твою деятельность и творчество?
Сергей:
Ну, что у меня осталось меньше времени и энергии – это факт. Да, нам с супругой помогают няньки, мои родители, но это никак не влияет на уровень твоей ответственности. Стал ли я меньше работать? Думаю, нет. Я стал меньше путешествовать. К сожалению.
HIS: В одном из интервью я прочла, что ты посетил колоссальное количество стран.
Сергей:
Да, немало. Всего 49. И в этом году планирую для себя открыть новые. Точно уверен, что среди них будут Новая Зеландия и Тибет. Большинство поездок этого года, конечно же, связаны с работой. Возвращаться всегда хочется в Японию. Но, увы, там я не могу отдыхать. Посещение этой страны для меня всегда как поток энергии, это как прикоснуться к горячему чайнику. Это круто, но это обжигает. И если передо мной станет выбор полежать отдохнуть или посетить музей, в Японии я отправлюсь в два музея. Поэтому надо уметь выдыхать, а то постоянно в трепете на работе, в трепете дома, начинаешь спать волнительно.
HIS: А где ты все же выдыхаешь?
Сергей:
Стараюсь это делать в рамках рабочих поездок. Мы сейчас ведем переговоры относительно проекта на Шри-Ланке, не так давно летали туда с клиентом. Параллельно с работой на объекте у меня была возможность пару дней просто полежать. Для меня это был разрыв шаблона. Я забыл, когда последний раз так отдыхал. Точнее – ничего не делал. По сути, я так и не умею. Вообще, знаешь, понятия отдыха и работы они относительны. Бывает, в офисе во время деловой встречи я отдыхаю, а бывает во время прогулки с детьми я работаю. Надо же проследить, чтобы он не выехал на велосипеде на дорогу, чтобы в коляску не задувал ветер и не слепило солнце. Да, семья – это тоже большой труд. Во всем есть как положительные моменты, которые тебя расслабляют, а есть серьезные мгновения, минуты, которые держат тебя в постоянном тонусе.
HIS: Много ли твоих заказчиков в будущем становятся тебе друзьями?
Сергей:
У меня есть клиенты, которые – стали моими кумовьями. Да, это единицы, но и друзей не может быть много. Есть заказчики-знакомые, есть товарищи, а есть друзья. Сказать сколько именно не могу, сейчас мы ведем очень много проектов.
HIS: К какому материалу, помимо керамики, ты неравнодушен?
Сергей:
Однозначно, к металлу. Кортен, бронза – это мои материалы. Еще медь. Эти металлы постоянно присутствуют в моем творчестве. У меня есть серия люстр из меди, есть авторские панели из кортена. Я иногда задумываюсь, когда мода на это все пройдет. Хотя материалы не прекращают мне нравиться. Так же, как и бетон. Я могу сейчас достать книгу Тадао Андо, где он пишет об актуальности бетона больше 60 лет тому назад. Я, кстати, даже третьего сына назвал Тадао. Второго Хикару. А старшего зовут Иван.
HIS: Да-да, о первом твоём сыне мы знаем. Скажи, а ты сам даешь имена детям, жена никак не участвует в этом процессе?
Сергей:
Да, сам. Были попытки повлиять на мое мнение. Пытались даже устраивать забастовку вместе с тещей. Потом не общались со мной какое-то время. Затем поняли, что это все бессмысленно. Это уже физически невозможно.
HIS: На тебя настолько тяжело повлиять даже самым близким?
Сергей:
Нет, не тяжело. Просто в данном случае я – глава семьи, и я должен принять это решение. Я считаю, что так должно быть. Вот когда будет дочка, тогда я буду договариваться с моей женой.
HIS: Ты мечтаешь о дочери?
Сергей:
Да, я хочу дочку. Но дети – это большая ответственность. И сейчас у меня их уже три. Банально выйти с ними погулять это уже целая процессия: люлька, коляска, сидение для машины (и всего надо по два, их же два маленьких, – уточняет), памперсы, молочко, каши, фрукты, сменную одежду.
HIS: Влада может оставить на тебя одного всех детей?
Сергей:
Да, конечно. Она оставляет, но не на длительное время. И в таких случаях я понимаю, как ей сложно и тяжело. Я вырос в семье, где было трое детей, и с нами нянчилась одна мама, работая на двух работах.
HIS: Хочу задать тебе завершающий вопрос нашего интервью: скажи, если бы тебе сейчас предложили стать главным архитектором Киева, каков был бы твой ответ?
Сергей:
Ты знаешь, я уже был там. Очень короткий промежуток времени я был главным художником Киева. Это было, когда при власти был Черновецкий. Я пробыл на этой должности ровно две недели.
HIS: И как тебе?
Сергей:
Это были страшные времена. Да, я был намного младше и менее опытный. Но это была серьезная школа. Тогда я и понял, что это не мое. Поэтому и на должность главного архитектора я бы не согласился. Я говорю о сегодняшнем времени. Возможно, через лет 10 я изменю свое мнение. Я от этого не зарекаюсь, ведь в этой жизни возможно все. Но сейчас – это однозначное нет. Я здесь могу сделать гораздо больше, чем там.
HIS: А что бы ты хотел изменить в нашей стране? И, возможно, в мире?
Сергей:
Это очень философский вопрос. Я хотел бы поменять многое, и мы уже начали этот процесс. Мы строим современную архитектуру, мы создаем качественные объекты, проектируем трендовые интерьеры. Одна из моих целей, которая должна обязательно реализоваться, – это создание Музея украинского современного искусства. Как MoMA в Штатах, только украинский. Да, построить такой музей в Украине было бы высшим пилотажем. Ещё хочу Музей керамики. Я о нем просто мечтаю. А ещё лучше было бы создать большой культурный проект, где на одном острове можно было бы объединить не только музеи и парки скульптур, но и дизайнерские отели, рестораны и прочие места для посещения гостей. С нашим украинским достоянием и культурными ценностями мы просто обязаны это сделать.
Фото: Григорий Веприк
Читайте также: Николай Каблука: «Свет и тень — наши главные инструменты в работе».
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Інтерв'ю -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Інтерв'ю -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Інтерв'ю - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.