Сергей Махно: «Ошибаться – не стыдно, стыдно ничего не делать» (начало)
Анастасия Белогривцева
С именем Сергея Махно многие украинцы (и не только) ассоциируют современный отечественный дизайн. Не мудрено, он — один из лучших, ведь сумел с успехом выйти на мировой уровень. Его проекты есть в Украине и США, Великобритании и Китае, Португалии и ОАЭ. И это далеко не весь список стран, где Sergey Маkhno Architects реализовали свои проекты. 8-13 сентября в рамках украинского стенда Transformations на Paris Design Week архитектор представит свою предметку сразу на двух локациях: Les Docks, Cité de la Mode et du Design и в украинском Культурном центре (22 Avenue de Messine). О подготовке к выставке, любимых изделиях и общественной критике мы поговорили с Сергеем при личной встрече.
HIS: Как обстоит подготовка к Paris design week?
Сергей:
Ух, работа идет. Во-первых, я вот-вот улечу в Америку на большую IT-выставку по инженерным телесистемам и IT-технологиям, которая в дизайн-сфере связана с системами умных домов. Затем со Штатов я лечу в Париж, увы, пропускаю открытие, но попадаю на последние три для работы экспозиций дизайн-недели. А уже оттуда мы летим выставляться на Dutch Design Week. И это все в рамках ближайшего месяца.
HIS: Скажи, почему именно эти 5 изделий ты выбрал для французской недели дизайна?
Сергей:
Ты знаешь, я не ошибусь, если скажу – так звезды сошлись. Да, у меня много изделий, и я мог выбрать все, что угодно. Но в этом случае я полностью доверился своей команде и людям, которые ответственны за этот проект. Конечно же, все что мы везем, нравится и лично мне.
HIS: А все ли тебе нравится, что ты делаешь?
Сергей:
По большому счету – да. Конечно же, есть любимые, есть вещи – бестселлеры.
HIS: А есть ли вещи, за которые тебе стыдно? Те, которые тебе не хотелось бы никому показывать?
Сергей:
Наверное, есть. Какие-нибудь первые, пробные изделия. Возможно, прототипы стульев. Дебютные лампочки. Иногда мне бывает стыдно, когда мне привозят с производства вещь, а она не в кондиции. Но это абсолютно нормальная ситуация для нашей страны, так как многие люди безответственно относятся к своей работе. Хотя, нет. Это касается не только нашей страны. Я недавно рассматривал люстру Vibia, так мне и за них стало стыдно. Представляешь, у них лампа приклеена на две силиконовые "липухи". А это, между прочим, мировой гигант. Не раз встречал брак и в предметах Flos.
HIS: Мы начали говорить о критике. Не так давно, когда Настя Белецкая сделала анонсирующий пост в сети о твоих предметах, которые ты представишь в Париже, многим известная архитектор из Днепра Лара Болтрушевич в комментариях высказала свое критическое мнение. Как ты на него отреагировал? Ты читал эти ремарки?
Сергей:
Отлично отреагировал. Лучше даже сказать – я её проигнорировал.
HIS: Ты не посчитал эту критику целесообразной?
Сергей:
Понимаешь, тут вот в чем дело: точно так же я могу начать критиковать всех. Но делаю это, в отличие от Лары, только тогда, когда меня об этом попросят, предварительно изучив предмет обсуждения. Критиковать практичность вещи по картинке в интернете, не изучив схему крепления, не понимая технологии и материалов — просто смешно. Если бы Марк Ньюсон, например, написал мне письмо с критической оценкой моего творчества, я бы его рассмотрел.
HIS: Хорошо, раз уж мы говорим о предметке, скажи, почему не сложилось с MDecor?
Сергей:
Я думаю, что тогда мы были не готовы.
HIS: Вы или рынок?
Сергей:
Это все очень связано. Мы – в первую очередь, рынок – во вторую. Тогда я потратил колоссальную сумму денег на открытие магазина. Это была шикарная школа и шикарный опыт, который обошелся мне в копейку. Урок, который я вынес из этого проекта, был очень болезненым для меня лично. Я, в принципе, не люблю проигрывать, а тем более закрывать то, что я же ранее и открыл. Но тогда это была безвыходная ситуация. Мы продали около 30 процентов того, что было представлено в шоуруме, из того, что копилось годами. Много вещей сейчас находятся у меня дома, в частности посуда. И я кайфую от нее.
HIS: Значит, при запуске работы галереи в Skyline ты учел все уроки?
Сергей:
Нет. А я что, самый умный, что ли? На грабли люди не один раз наступают. И это нормальные вещи. Ошибаться – не стыдно, стыдно ничего не делать. Стыдно бояться критики. Галерея в Skyline для меня не бизнес-проект, это увлечение, часть большой компании и мой вклад в развитие арт-культуры Киева.
HIS: Больше всего твоя предметка представлена в твоих же проектах.
Сергей:
Да, основной покупатель моей предметки – это мой клиент.
HIS: А почему другие дизайнеры редко используют твои изделия в своих проектах?
Сергей:
Мне кажется, они вообще их не используют. Хотя мне бы хотелось обратного. Я в последних своих проектах использовал изделия ODESD2 и Svoya studio, к примеру. Они мне нравятся. Мне недавно Жека Засуцкий сказал: Серега, я с удовольствием использовал бы в своих интерьерах твои люстры, но мне же потом скажут, что это ты сделал весь проект. Понимаешь, в чем дело? Мои вещи говорят конкретно о моем характере и моем стиле. Не так давно мы выложили на 3DD наши стулья и светильники. Хотя раньше я не хотел раздавать свои макеты, и считал это нашей фишкой. Это как, например, Yohji Yamamoto придумал новый крой и начал его активно использовать. Он не раздал его всем, он дождался, когда его принялись копировать.
HIS: Как ты относишься к тому, что тебя копируют?
Сергей:
Мне это льстит. Даже очень. Я вчера, например, нашел свои тазики в продаже, которые придумал еще 10 лет назад. И это круто. 18 лет назад я серьезно увлекался граффити. И уже отошел от этого дела. Но друг как-то рассказывал, что одну из моих крупногабаритных работ перерисовали карандашом в лифте. И в первом, и во втором случае я понимаю — то, что я делаю, людям нравится.
Пока мы говорили, Сергей не выпускал из рук карандаш. Его грифель архитектор останавливал почти на каждой поверхности, которая была у него под руками. Когда дизайнер принялся разрисовывать пластиковую крышку кофейной чашки, я его спросила:
HIS: Ты всегда рисуешь?
Сергей:
Да, я очень много рисую. Всегда стараюсь заносить все наброски в Moleskine. У меня их очень много. Этот вот я купил в начале 2017 года в Дубае. Каждый блокнот, как и эскиз, я подписываю. Иначе все забывается. А мне очень хотелось бы вести отчетность перед самим собой: где, когда и над чем я начал работать.
HIS: Если не ошибаюсь, в фильме «Жизнь идей» ты говорил: я рисую, рисую, рисую, чтобы потом это все реализовывать. Скажи, есть ли что-то из нарисованного, чего ты сейчас реализовать не можешь? И почему?
Сергей:
Есть, конечно. Банально, мне не хватает времени. Порой сил. Это очень непросто из одного рисунка запустить целый проект.
HIS: Ты производишь изделия только в Украине?
Сергей:
Нет, конечно. Все зависит от страны проекта и, конечно же, от изделий, которые мы создаем для него. Сейчас ведем проект в Вене, поэтому производим многое там. Есть проект в Израиле. Для него частично мебель и свет мы везем из Украины, частично будем производить на месте. Опять же, есть вещи для создания которых там, подрядчика я еще не нашел – мне легче это сделать здесь, в Украине.
Фото: Григорий Веприк/The GATE
В следующей части мы продолжим беседу с Сергеем Махно. Говорить будем о его команде, семье, путешествиях и зависимостях.
Читайте также: Леонид Круковский: «Если ты болеешь одной темой, веришь в свое дело и у тебя горят глаза, значит – ты счастливый человек».
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Інтерв'ю -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Інтерв'ю -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Інтерв'ю - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.