Николай Каблука: «Свет и тень — наши главные инструменты в работе»
Анастасия Белогривцева
Светоформирование в интерьере зачастую нами недооценивается. Тонкая грань между балансом функциональности и эмоциональности, которую обязательно нужно соблюсти в освещении, — отдельное направление архитектурно-светового дизайна, подвластное узкому кругу специалистов. Какие знания нужны, дабы грамотно подчеркнуть архитектурные объемы, уйти от плоского и рационального, показать фактуру, краски и наполнить пространство светом, мы узнали у руководителя компании Expolight Николая Каблуки, встретившись при финальных юстировках освещения в недавно открывшемся киевском ресторане BEERжа.
HIS: Расскажите, чем компания Expolight будет удивлять Париж? Что покажете на Paris design week в рамках Transformations?
Николай:
Удивлять будем именно «Трансформациями». Свет всегда трансформирует пространство: оглянувшись вокруг, мы увидим, что он дает неожиданные тени, проявляет и подчеркивает, делает фактуру объемной. В интерьерах свет играет такую же роль, но, чтобы эффект был максимальным нужно учитывать больше нюансов и тонкостей. В Париже мы покажем преобразования пространства, когда искусственные источники света создают явления привычные нам в природе. Чтобы понять природу этих трансформаций человек глубже идет в познание физических понятий, взаимодействует с объектами и сам становится катализатором изменений. Мы покажем две трансформации «Глубина» и «Пульс жизни».
HIS: Чем эти инсталляции будут особенны?
Николай:
Метафора инсталляции «Глубина», созданной нашей лабораторией Expolight ArtGlass, — в своем познании мы доходим до глубины, которая достижима нами на текущем этапе жизни. Все, что окружает нас имеет глубинную суть, понять которую мы стремимся, познавая шаг за шагом природу явлений и процессов. И через несколько дней, месяцев, лет мы уже будем видеть новые глубины в одном и том же, проходя предыдущие граничные точки, как простые истины. Многослойные стеклянные полусферы являются синонимом истин, наслоенных друг на друга, за которыми скрыто ядро, — суть. Простые истины или сложные метафоры, что ты увидишь в глубине? Первое, что видит новорожденный ребенок, когда приходит в этот мир — свет. Свет наполняет тело и дает энергию, сопровождает нас на протяжении всей жизни. Метафора жизни в свете и тени заложена в философию арт-объекта «Пульс жизни», созданный в коллаборации с дизайнерами Валерием и Екатериной Кузнецовой (бюро decorkuznetsov). Объект из полимера получает дыхание и пульс, трансформируется, наполняется звуковыми и световыми волнами. Инсталляция, как кокон, заворачивает пространство внутри арт-объекта. Пульсация жизни отражается в паттернах, которые создают танец света и тени на потолке и стенах помещения. Задержитесь на несколько минут, и вы услышите в пространстве пульсацию своего сердца ...
HIS: Складывается впечатление, что свет и тень недооценены в современном дизайн-мире. Как долго Expolight шел к таким решениям? Как и когда была создана компания?
Николай:
Более 17 лет назад я столкнулся с проблемой, что самостоятельно было достаточно трудно найти желаемое на рынке освещения. Тогда я сам для себя сделал первые изделия, после помог друзьям воплотить их мысли и желания. Далее — первый, второй заказ и со временем стало ясно, что это уже бизнес. Как и все бизнесы на заре нулевых — изначально ориентировались на экспорт продукции, однако всегда вносили в привозимый товар доработки, так как очень часто нужно учитывать перепады температур, свойственные регионам, запросы определенного проекта, нестандартность каждого объекта. Время идет быстро, и рынок световых решений реагирует на него очень быстро. Инновации, которыми окружена наша действительность, жизненно необходимо внедрять в световые решения. Рынок постепенно привык к тому, что свет — это не только функциональность, и сейчас уже сами заказчики говорят о том, что крайне необходимо учитывать биоритмы жильцов и посетителей, атмосферу, которую несет пространство, концепцию, заложенную дизайнерами и архитекторами. Сейчас компания Expolight пришла к тому, что стартом любого проекта является проработка этих основных моментов и только после — поставка, доработка, монтаж.
HIS: Очевидно, в вашей работе есть своя уникальная философия. Поделитесь с нами.
Николай:
Для нас очень близки мысли, изложенные в одном из интервью Захи Хадид. За последние десятилетия в архитектуре произошли тектонические сдвиги. Сначала одни люди сформулировали концепцию того, что называется нормой, где нет ничего, кроме рациональной логики. А потом другие поставили это под сомнение. Радикально изменилось понимание топологии. Раньше же как думали: архитектура всегда привязана к земле, связана с гравитацией, поэтому она должна быть приземленной и рациональной. Все было завязано на производстве, должно было оставаться плоским, однообразным. Наша же задача – подчеркнуть эти объемы, уйти от плоского и рационального, показать фактуру, краски и наполнить пространство светом, передать эмоции, заложенные автором. Мы по-прежнему мечтаем делать проекты на уровне городского пространства, пока это удалось сделать только в родном городе. Работая над рядом объектов, нам удалось за несколько лет организовать цельную световую концепцию береговой линии Днепра. Но мы верим, что это лишь дело времени и подобные проекты мы сможем реализовывать и дальше.
HIS: Вы начали говорить о Днепре, но мне известно, что многие ваши проекты были оценены на мировом уровне.
Николай:
Не хочется перечислять награды как регалии, так как важно быть постоянно в тонусе и усиленно работать. Но можем поделиться последней новостью: мы вошли в список победителей конкурса 2017 IES ILLUMINATION AWARD (www.ies.org) с рекордным за всю историю конкурса числом объектов: ЖК Тетрис Холл — Tetris HALL, BAO • Modern Chinese Cuisine, Loggerhead, CHI by Decadence House и CASCADE PLAZA. Более 112 лет Illuminating Engineering Society объединяет экспертов в области освещения, создает практическую, теоретическую и нормативную базу для мирового светового сообщества. Награды IES Illumination Awards — это публичное признание профессионализма, изобретательности и оригинальности проектов. Победители конкурса формируют световую карту объектов, которая показывает новейшие тренды, уникальные разработки и инновационные решения в освещении. Мы рады быть в одном ряду с такими проектами как: T Mobile arena Las Vegas, Paris Office Coca Cola, WONDERLAB, THE SCIENCE MUSEUM, LONDON, GASHOLDER PARK, ASHGABAT INTERNATIONAL AIRPORT, ARNHEM CENTRAAL, KUNSTMUSEUM BASEL LIGHT FRIEZE и другими.
HIS: Могли бы вы перечислить города, в которых вы уже работали и, возможно, сейчас имеете проекты?
Николай:
Нью-Йорк, Шанхай, Рим, Астана, Киев, Мюнхен, Днепр, Львов, Полтава, Запорожье…. Каждый из городов и объектов, находящихся в нем, — уникален, и нам хочется раскрыть его замысел, рассказать о концепции. Стараемся сейчас работать с объектами, когда синергия в проекте дает результат, опережающий свое время. Возможно, поэтому и география наших работ очень широка: архитектурный хаб в Китае, над которым работали совместно с бюро Zaha Hadid, камерные и аутентичные площади европейских городов, где важно разработать решение, которое не будет резонировать с историческими фасадами, архитектурная подсветка прекрасных львовских зданий, когда инновации нужно применить таким образом, чтобы здание гармонично дополнило общую концепцию квартала и в то же время выделилось среди других, а также частные объекты, где важно не только функционально продумать освещение, но решить задачи по трем направлениям — экстерьер, интерьер и ландшафт.
HIS: Раз уж мы заговорили об интерьерах и освещении в них, хотелось бы узнать, какие типичные ошибки продолжают допускать дизайнеры?
Николай:
Типичных ошибок нет, есть те знания, которыми обладают узкие специалисты, когда необходимо дополнить атмосферу, а передать ее обычным оборудованием достаточно сложно. Поэтому наша работа это всегда коллаборация с авторами, когда есть задача и достичь ее можно лишь обладая навыками и знаниями в технике и технологиях. Для нас важно работать всегда в тандеме, и тогда утвержденный заказчиком и проработанный дизайнером и архитектором проект будет полностью раскрыт, а все акценты и материалы будут выделены должным образом. Часто это долгие часы настройки, наладки и программирования. Нам близок подход немецкого архитектора-минималиста Людвига Миса ван дер Роэ: «Меньше значит больше».
HIS: А почему в Украине так мало «архитекторов света» и «лайтинг дизайнеров»?
Николай:
Световой дизайн, как мы его понимаем сегодня, зародился в 1989 году во Франции. Именно тогда был разработан первый в мире световой мастер-план: концепция освещения Лиона авторства Ролана Жеоля (Roland Jeol), принятая местным городским советом. По сути, в Украине лишь последние несколько лет активно развивается креативная экономика, которая привносит с собой кардинальные изменения во многих областях. Есть потребность рынка и его развитие. Когда рынок сформирован и понятен — узких специалистов становится больше. Поэтому коллег будет с каждым годом больше. Однако, чтобы стать экспертом и чувствовать объект с первого шага, нужно прошагать сотни километров площадей, сделать тысячи концептов и продолжать ежедневно обучатся. Для того, чтобы световая культура стала данностью, мы много делаем в последний год: проводим открытые лекции, запустили лабораторию света, сейчас — после получения мастер де гри в Германии — буду стараться уделить максимум времени преподаванию.
HIS: В одном из интервью вы назвали свет катализатором нужных эмоциональных состояний. Как неправильный свет может влиять на состояние и настроение?
Николай:
Не секрет, что большое количество искусственного освещения угнетающе действует на психологическое состояние. В офисах, где зачастую сотрудники проводят более 70 процентов времени, важно подобрать такой спектр, который позволит воссоздать привычный для нашего восприятия свет. Современные системы управления освещением настраивают таким образом, чтобы они учитывали биоритмы человека. Правильно подобранная яркость источников света влияет на работоспособность. Ну и как без британских ученых, которые доказали, что воздействие естественного света помогает нашим органам придерживаться их естественных циркадных ритмов. Поэтому наши рекомендации — много естественного света, а если уж искусственный, тогда грамотно подобранный, не ограниченный лишь форматом светового просчета и дизайном источников света. Помните, самое важное — это начинка! А вот подобрать ее грамотно и является задачей светового дизайнера.
HIS: Тогда можно с уверенность утверждать, что свет помогает продавать (бутики, магазины, шоурумы, БЦ), кормить (рестораны, кафе, ночные клубы) и дольше оставаться на рабочем месте (офисы, коворкинги, хабы).
Николай:
Всем известен маркетинговый секрет фуд-кортов: чем ярче — тем лучше, не для того, чтобы лучше видеть пищу, отнюдь. В ярких софитах человеку неуютно и потому посетители будут спешить дальше, не задерживаясь. Потому сейчас все больше рестораторов обращается с задачей разработать концепт, который создаст в заведении верное эмоциональное состояние, и гости будут возвращаться вновь и вновь. Ведь мягкое освещение делает человека более расслабленным, ввиду чего он уделяет меньше внимания калорийности пищи, а сам процесс потребления становится более неторопливым. Свет уходит из направления лишь функциональности в категорию вспомогательную для коммуникации с потребителем. Потому наша задача привнести знания, которые мы собираем по крохам в течение последних 17 лет, в то, чтобы запланированное выполнилось на 200 %. Во всех наших проектах мы учитываем именно этот подход. Chien Kiev, BAO, CHI, Остання баррикада, BEERжа, Loggerhead, Хендрикс бар — это лишь малый перечень мест, где вы можете ощутить, как свет влияет на атмосферу.
HIS: Могли бы вы поделиться трендами световых решений сегодня и рассказать, что будет актуально завтра?
Николай:
Главный тренд – концепция «умного города», в рамках которой вся городская среда снабжена специальными датчиками, а данные попадают в сетевое облако. В итоге идет постоянное взаимодействие техники и потребителей. Жители мегаполиса становятся частью технической инфраструктуры города.
HIS: Почему же мультимедийные технологии в Украине так долго приживаются? Как вы считаете, они будут успешны в нашей стране или нет?
Николай:
Как показывает история, многие технические достижения, новые течения в дизайне, искусстве вначале воспринимаются как авангард, как нечто экзотическое, причём слишком дорогое для тиражирования. Действительно, медиа-решения очень высокотехнологичны: 80 % проекта составляет начинка, которую наша промышленность просто не в состоянии произвести. Поэтому, предлагая мультимедийные решения, мы стараемся заложить в концепты такое оборудование, которое разрабатываем самостоятельно. Но если идея оказывается жизнеспособной, то она скоро превращается из haute couture в pret-a-porter. Также есть очень много нормативных документов, которые ограничивают использование мультимедиа в городской среде. Важно в применении мультимедийных решений и месторасположение объектов. Чтобы фасад «заиграл», крайне важно, чтобы освещение на близлежащих объектах было выполнено грамотно. В Киеве этого удалось достичь на одном из последних объектов компании KAN — Tetris hall, когда для решения поставленной задачи были учтены все внешние вводные. Также важно, что мы понимаем под мультимедиа. Чаще всего это что-то связанное с ярким контентом, который появляется на фасаде зданий. Однако, это лишь малая часть того, что предлагается. Рады, что в этом году все больше объектов, где применяются мультимедийные решения. Мы сейчас идем по пути от малого к большему. И потому максимально применяем эти подходы в интерьерных решениях, разрабатывая кастомные продукты под каждый проект. Мультимедиа позволяет преобразовать пространство, вовлекать во взаимодействие с ним человека. Это крайне важно для коммерческих проектов, ведь чем больше посетитель вовлечен и взаимодействует, тем глубиннее пользовательский опыт, который остается. Благодаря мультимедийным решениям мы можем сделать привычную функциональную люстру арт-объектом, который вечером преобразит пространство и создаст необходимую атмосферу. Примером того, как мультимедиа работает в интерьере, служат последние наши проекты с дизайнерскими бюро YOD design lab Владимира Непийводы и Дмитрия Бонеско и Loft buro Олега Волосовского. Помните, еще у Булгакова, в «Мастере и Маргарите» Воланд говорил о бессмыслии голого света и обязательном присутствии тени. «Правильная» тень – годы опыта и практики, постоянная работа и учеба – залог проектов, которые создают историю.
Фото: Григорий Веприк/TheGATE
Читайте также: Юрій Мусатов: «Все, що я створюю, йде зсередини, з глибини душі. Так, я маю душу».
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Інтерв'ю -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Інтерв'ю -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Інтерв'ю - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.