Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта»
Анастасия Белогривцева
Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
HIS: С чего началась история под названием «Домосфера»? Какую роль играли, играете и будете играть в ней вы?
Наталия:
Моя история, связанная с «Домосферой», началась задолго до появления торгового центра. Точкой отсчета можно считать 2002 год, когда я приехала в Киев и устроилась в девелоперскую компанию, которая занималась коммерческой недвижимостью и развитием торговых центров. Я – человек, который любит все менять, мне постоянно нужно выходить из зоны комфорта. Я считаю, что стабильность – это медленный упадок. И этот визит в столицу стал для меня необходимой переменой в развитии.
HIS: Откуда вы родом и чем занимались до переезда?
Наталия:
До 2002 года я жила в Кировограде, работала и вроде бы прекрасно себя чувствовала. Но в один момент поняла, что дышится мне тут уже тяжело, что хочется большего. Особо не размышляя, я составила резюме и отправила в несколько киевских компаний. Тогда я искала работу офис-менеджера, потому что могла идеально организовывать свое и чужое время. Я трезво оценивала свои возможности и на начальном этапе не ставила завышенных рамок. Так, после рассылки резюме, одна из киевских компаний позвонила мне поздним вечером и пригласила на собеседование на 9 утра следующего дня. Я сразу же подтвердила свое присутствие. К сожалению, не помню всех вопросов, которые мне задавали в тот день, но одну деталь помню точно. Руководитель обратил внимание на место моего жительства и спросил: что-то я не пойму, вы живете в Кировограде, как сегодня сюда попали? Села в 4 утра на маршрутку и приехала, – отвечаю я. Его ответ не заставил долго ждать: хорошо, мы вас берем!
HIS: Отличное начало новой жизни. Как ваша карьера складывалась дальше?
Наталия:
В процессе работы я начала читать специализированную литературу, которую выписывал шеф. Я полюбила эту тему и стала ее изучать, посещая дополнительные курсы. Затем недолго поработала в Украинской Торговой Гильдии. Тогда, в 2004 году, рынок был на этапе как такового развития. Это была очень интересная сфера. Одновременно со становлением украинских компаний, на рынок заходили и международные, которые также развивали коммерческую недвижимость в нашей стране. Именно во время работы в Гильдии со мной приключилась интересная история, которая в будущем и связала меня с «Домосферой». По иронии судьбы, на одной из встреч я познакомилась со своими будущими работодателями.
Они были совладельцами компании, которая строила в Донецке большой мебельный ТЦ, и пришли в УТГ на переговоры. Так я узнала об этом ТЦ, зашла на сайт компании и увидела открытую вакансию руководителя проекта. Как человек амбициозный и открытый к переменам, я отправила резюме. На собеседовании были четверо владельцев компании, с двумя из которых я уже успела познакомиться в УТГ. Меня взяли, и в 2006 году я открыла в Донецке «Империю мебели» – первый в Украине специализированный торговый центр мебели и предметов интерьера. Уже после него открывались «Киянка-Нова», «4ROOM» и другие.
HIS: «Империя мебели»? Когда же вы возглавили «Домосферу»?
Наталия:
Часть арендаторов, которая есть здесь в «Домосфере» – мои арендаторы еще с тех времен. Среди них есть те, которые тогда в Донецке не готовы были открываться, но сейчас представлены в ТЦ «Домосфера». Проработав над проектом «Империя мебели» почти 4 года, в моей жизни вновь наступил тот момент, когда мне захотелось что-то изменить. А так как в детстве мечтала стать директором, я захотела быть директором торгового центра (улыбается, – ред). И опять интернет, и опять поиски новой, интересной для меня работы. Меня очень заинтересовала вакансия компании DEVISION. На должность директора ТЦ они искали мужчину, но свое резюме прислала я. Так, в 2008 я пришла в DEVISION, то есть в «Домосферу». На то время здание уже было построено, была разработана его концепция – торговый центр мебели и предметов интерьера люкс-сегмента – и был подписан какой-то процент договоров. Над разработкой концепции работала компания SQM-experts: они создали идею центра и занимались его наполнением. Появилась я в «Домосфере» за 9 месяцев до открытия и приступила к формированию своей команды. И так вот 10 лет с «Домосферой».
HIS: Скажите, какое время для ТЦ было наиболее решающим?
Наталия:
Мне кажется, каждый переломный момент в истории страны, первый в 2009-м – в год открытия, и события 2014-го, были решающими не только для компании, а и для украинцев в целом. Соответственно, какой-то бизнес закрылся, какие-то компании наоборот открылись. В такие времена происходит переосмысление, и именно в такое время открылась «Домосфера». Тогда многие говорили: зачем, зачем вы это делаете? Вы же очень рискуете! И риска было, действительно, немало. Представьте: ты приходишь в проект, где подписано более 50% договоров, а тут кризис, и часть арендаторов отказываются от этих договоров, не выходят на ремонт, не открываются… В такие моменты ты и начинаешь что-то предпринимать.
HIS: Это первый факап, с которым вы столкнулись на новой должности?
Наталия:
В принципе, да. Но еще для меня факап – это когда арендатор, которого я выбираю, долго веду переговоры, а потом завожу в ТЦ – съезжает. Переговоры иногда идут по 6 месяцев. И если у арендатора все же не получается вести свой бизнес у нас, я воспринимаю это болезненно.
HIS: Расскажите подробнее о ваших арендаторах.
Наталия:
Есть арендаторы, которые очень хотят попасть в «Домосферу», но на встречах я объясняю, что их товар здесь продаваться не сможет. Есть концепция ТЦ, есть ценовая политика, есть основной состав арендаторов, tenant-mix которых должен поддержать и усилить новый бренд. Конечно, есть и те, которых хотим получить мы. И очень важно, чтобы арендатор здесь работал в моем понимании не один и не два года, а гораздо дольше.
Вспомнила один из факапов. С 2010 года нашим арендатором была компания Delight, но по неизвестным мне причинам она обанкротилась, и все магазины по Украине закрылись. Замену необходимо было найти в кратчайшие сроки. Зайдя с нашим главным инженером Юрием Дашиным в помещение Delight, мы приняли решение открыть там рынок: свежие продукты и качественные товары, которые будут востребованы нашим клиентом. Этот проект должен был быть временным, но, как видите, он и по сей день работает, а «Фермер-базар» по-прежнему пользуется популярностью среди наших клиентов. Замечу, что дизайн рынка мы реализовали самостоятельно по эскизам студии Antonovich design, которая на тот момент также была одним из наших арендаторов. Любой факап – это старт нового проекта, мой совет – не бойтесь что-то изменить в своей жизни.
HIS: Вы сказали, что в детстве мечтали стать директором?
Наталия:
Да, все мечтали быть космонавтами и учителями, а я хотела быть директором (смеется, – ред).
HIS: Мы услышали обо всех этапах формирования вашей карьеры, но так и не узнали, кто вы по образованию? Как приобретенные во время учебы знания помогают сейчас в ведении бизнеса?
Наталия:
По образованию я — инженер, но ни дня не работала по специальности. После института я устроилась в областное управление статистики и вела предприятия легкой промышленности Кировоградской области. После трех лет государственной службы экономистом я ушла в частный бизнес. Наверное, инженерное образование дает мне возможность читать чертежи: у меня хорошо развита визуализация, я могу посмотреть на планировку и представить ее в 3D.
HIS: Не возникало ли у вас желания выучиться на дизайнера?
Наталия:
Нет, такого не было. Мне нравится та работа, которой я занимаюсь. Хотя когда-то я хотела стать дизайнером одежды. Это было в старших классах. Но в Киевский институт легкой промышленности нужно было сдавать химию, а я ее не любила. Поэтому поступила в Хмельницкий технологический институт. Хотела потом перевестись в Киев, но втянулась, и мне понравилось. Кстати, моя школьная учительница алгебры и геометрии сказала: «Наташа, в технический вуз ты не поступишь никогда». И, несмотря на то, что мне давали направление на филфак Кировоградского пединститута, куда нужно было сдать только один экзамен, а родители хотели, чтобы я по семейной традиции стала журналистом, я наперекор специально выбрала негуманитарный вуз.
В 2006-м я получила дополнительное образование по специальности «Коммерческая недвижимость» при Institute of Real Estate Management (Институт управления недвижимостью, – ред). Работа, которая входит в мои функциональные обязанности, с дизайном не связана. Он меня только вдохновляет. Вдохновляет на разного рода проекты. К примеру, сейчас на третьем этаже торгового центра идет ремонт. Там мы хотим создать собственное выставочное пространство. Для этого сейчас я посещаю различные международные выставки, езжу в дизайн-туры, чтобы лучше понять, как это работает, вдохновиться, чтобы этот проект реализовался и был для нас успешным.
HIS: А как сложилась история с дизайном одежды?
Наталия:
Когда в 2002-м я переехала в Киев, денег получала немного. Я была вдохновлена новым видом деятельности и только его изучала. Как сейчас помню, на первую свою зарплату я купила швейную машинку (которая у меня, между прочим, до сих пор стоит дома) и по выкройкам журнала Burda самостоятельно шила себе одежду. Меня знали продавцы магазина тканей на Крещатике – теперь там находится Zara. Я успевала на выходных шить одежду не только себе, но и двум своим подружкам. Я уже давно не шью одежду, но приобретенный тогда опыт дает о себе знать и сейчас. В этом году я летала с дизайнерами в Японию, и акклиматизация после поездки проходила очень непросто. Дней пять я была дома. Так за это время, сидя дома, я заменила шторы в гостиной: просто сшила новые, так как не могла усидеть на месте.
HIS: Бытует мнение, что дизайнер/декоратор (архитектор) априори должен обладать хорошим вкусом. Подобное качество для директора такого ТЦ как «Домосфера» обязательно?
Наталия:
Я думаю, что это – обязательное качество для всех людей. Ведь вкус – это не соответствие цветов в одежде, это стиль жизни. Вкус должен быть во всем, и его постоянно нужно воспитывать. Мы постоянно должны работать над собой, получать дополнительную информацию, чем-то вдохновляться. Мне кажется, что вкус прививается в детстве родителями, образом их жизни, воспитанием. И чем больше человек будет работать над своими качествами, тем успешнее будет общество.
HIS: Тогда следующий вопрос к успешной бизнес-леди: как проходит ваш день?
Наталия:
Раньше мой рабочий день начинался в спортзале в 7 утра, но уже пять лет в зал я не хожу. У меня появилась дочь, и мой день начинается с ее сборов в начальную школу. Затем работа, состоящая из встреч и переговоров. Как правило, я заканчиваю в районе 19:00, но на этом не останавливаюсь. Утром посещаю уроки английского, а вечером обучаюсь youtube стратегии в школе «Суперлюди» (онлайн-школа для предпринимателей, – ред), буду «суперчеловеком» (улыбается, – ред). У меня есть youtube канал, и я хочу разобраться, как работает эта соцсеть: пишу сценарии, стратегии продвижения. Даже если в будущем ведение этой страницы я передам на фриланс, хочу сейчас понимать, как это работает.
HIS: Давайте поговорим о вашем youtube канале. Вы берёте интервью, рассказываете о мировых дизайн-легендах, говорите о дизайн-событиях, а иногда и даете советы. Тематика канала достаточно широкая. Какова его миссия, для чего вы его создавали?
Наталия:
Наверное, его миссия – также воспитывать вкус. С его помощью я хочу показывать ценность бренда и объяснять, почему дизайнерский товар стоит дорого. Мы часто сталкиваемся с тем, как дизайнер своему клиенту может сказать: не покупай это, это дорого, я знаю, где могут сделать «такой же». В результате заказчик сталкивается с гаражными производителями подделок и, соответственно, с некачественным продуктом. Мой канал о легендах дизайна, трендах, о мировых брендах и ценности, которая это все связывает.
HIS: Минутой ранее вы обмолвились о дизайн-путешествиях. Впечатления и новости о них также всплывают в некоторых сюжетах. Я знаю, что не так давно вы вернулись из Лондона, скоро летите в Марокко, и все это – в компании дизайнеров. Хотелось бы узнать, какие локации и какие события вас вдохновляют?
Наталия:
Туры все разные. Есть туры, которые специализируются на выставках. В следующем году мы хотим запустить проект собственных выставок – Domosfera design days. Для получения дополнительной информации и вдохновения, я отправляюсь именно в такие туры. Люблю и арт-поездки, в рамках которых мы посещаем галереи, художественные выставки и даже театры. Это совершенно другой источник вдохновения. Мне в целом интересно знать, чем интересуются архитекторы и дизайнеры, так как я хочу лучше понимать одну из наших целевых аудиторий. В одной из таких поездок Лариса Цыбина заложила в моей голове зерно о необходимости «библиотеки материалов». Уже год я вынашиваю эту идею. И сегодня с нашим бренд-менеджером Анной Грузиной мы в очередной раз обсуждали, как своими усилиями это можно реализовать, чтобы интересно было и дизайнеру, и конечному потребителю, и даже студенту. Любая поездка – это не только вдохновение, но и огромный труд. Ты точно так же просыпаешься в 7 утра, чтобы в 9 выйти из отеля и отправиться по всем запланированным локациям. Возвращаешься часам к 10 вечера – уставший, но с огромным объемом информации. Надеешься, что по возвращении в Киев отдохнешь, а нет! У тебя уже запланирован ряд переговоров и встреч, либо с будущими арендаторами, либо с должниками (смеется, – ред).
HIS: А какими качествами нужно обладать, чтобы говорить на одном языке в путешествиях с дизайнерами и вести переговоры с партнерами-должниками?
Наталия:
Коммуникабельностью. Необходимое качество – коммуникабельность. Вы знаете, я не делю людей на слои, одинаково с уважением отношусь к охраннику, менеджеру салона и его владельцу. Я люблю людей, и мне не сложно найти с ними общий язык.
HIS: Мы начали говорить о Domosfera design days. Расскажите, что это за проект, когда он стартует, чего от него ожидать?
Наталия:
Этот проект мы запускаем в следующем году, поэтому сейчас так торопимся с ремонтом. Domosfera design days – это ежегодные тематические выставки, в рамках которых мы будем поднимать разные дизайнерские темы, касающиеся истории, трендов, интерьеров, этичного потребления и пр. Каждая выставка будет иметь свою идею и тематику. На протяжении 12-ти месяцев, от выставки до выставки, будет проходить еще ряд поддерживающих тематику мероприятий: лекции, мастер-классы, семинары. Это не будет формат классической выставки, так как мы не нуждаемся в экспонентах. У нас уже есть шоурумы всемирно известных брендов, которые в среднем два раза в год меняют свою экспозицию. Повторяться нам неинтересно, мы хотим создать что-то новое. К примеру, интерактивные стенды, международные спикеры, звезды из сферы дизайна. Сейчас как раз ведем с ними переговоры. Получив от них подтверждение, мы сможем точно сказать о времени проведения Domosfera design days и заняться анонсированием события. Будет очень интересно!
HIS: «Домосфера» – единственный в стране торговый центр, где собраны мебельные бренды премиального сегмента. В начале лета их список пополнился еще одним украинским брендом. Как на его проявление отреагировали владельцы итальянских салонов?
Наталия:
Все украинские производители у нас располагаются на третьем этаже. Такова торговая концепция центра: нам важно соблюдать соседство брендов. На данный момент там есть несколько украинских шоурумов, например, черкасской компании Manezh и компании Blanche, которая специализируется на производстве мягкой мебели. Украинские компании, с которыми мы работаем, знают, что модель работы «посмотрите там, сделаем для вас такое же» мы не поддерживаем. Мы категорически против подделок. Поэтому формат работы с украинскими арендаторами оговариваем на берегу. Если мы зафиксируем копирование или плагиат с их стороны, договор аренды будет разорван. Что касается HIS – это немного другая история. HIS – это такой себе розничный формат, и мы очень хотели, чтобы эта компания зашла к нам. Мебель, которую они продают, органично вписывается, в общий концепт торгового центра, а ценовая политика брендов, которые представлены в их шоуруме, – это хороший «средний плюс». Я считаю, что «Домосфера» должна гордиться, что в ее стенах продаются кресла The Planet, которые в свой новый офис приобрела компания Google. Такие есть в HIS. Также я заметила современную тенденцию использовать в организации пространства изделия украинского авторства либо производства. И это абсолютно нормально, когда у тебя стоит итальянская гардеробная Rimadesio, а рядом украинская кровать. Мы – за такой микс, только оригинальный и качественный! Я очень поддерживаю украинский дизайн: и фешн, и мебельный.
HIS: Но украинских брендов по-прежнему в ТЦ единицы.
Наталия:
Почему украинской мебели в «Домосфере» мало? Потому что мы уже научились производить, но так и не наладили остальные процессы, например, не готовы заниматься ритейлом. Одной из первых украинских галерей в «Домосфере» была галерея Влады Махно. Это было небольшое пространство площадью 50 м² с авторскими изделиями: декоративными вазами, керамикой, светильниками. Основным материалом был бетон. Но, увы, эта история была кратковременной. Если не ошибаюсь, галерея проработала два года, и они съехали. Мне кажется, на то время покупатель не был готов к такому продукту. Это было до 2014 года, и тогда в Украине пользовалась популярностью классика. На сегодня классика менее востребована в нашей стране, в связи с чем многие европейские бренды традиционных стилистик изменили интерьеры своих шоурумов в ТЦ «Домосфера». К примеру, меньше используют золота. Отказ от тяжелой классики – это и мировая тенденция. Не так давно в один из шоурумов ТЦ «Домосфера» – Gianfranco Ferré Home – приезжал идейный вдохновитель бренда, его ведущий дизайнер Даниэль Палумбо. Он рассказывал, как они намеренно изменили свой продукт, сохранив классическое очертание, предав ему современный внешний вид. Я думаю, что поколение, которое любило классику, уже слишком повзрослело. Пришло новое, которое может себе позволить купить дорогое изделие, но уже в новой форме.
HIS: Вы рассказали о Domosfera design days. Какими еще новыми проектами вы готовы сейчас с нами поделиться?
Наталия:
Могу подробнее рассказать о проекте, над осуществлением которого мы сейчас активно работаем. На третьем этаже «Домосферы» мы планируем запустить мобильную площадку, где будут проходить лекции, семинары, выставки, конференции и все, что связано с интерьерной тематикой. Сейчас в Домосфере нет зала, где мы можем проводить мероприятия. Это место (площадью 2,500 м²) будет предназначено как для встречи дизайнеров мирового масштаба, так и для простого просмотра фильма о дизайне.
Фото: Андрей Мусиенко
Читайте также: Елена Фатеева: «Все не случайно».
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Інтерв'ю -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Інтерв'ю -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Інтерв'ю - Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.
-
Паола Навоне: 7 мыслей о работе, успехе и кулинарии
Інтерв'ю