Анна Пахомова и Олег Азовский: «Гармония в дизайне – это наше все»
Анастасия Белогривцева
Миру известны не так уж много пар, где оба супруга посвятили себя архитектуре: Чарльз и Рэй Имз, Ричард и Сью Роджерс, Элисон и Питер Смитсоны. Этот список можно попытаться продолжить, но в большинстве случаев в таких творческих тандемах супруг занимается архитектурой, а на жену возлагаются дизайнерские решения. С такой парой наших соотечественников – Олегом Азовским и Анной Пахомовой – мы недавно повидались.
HIS: Что стало поводом либо причиной появления студии, которую вы сегодня возглавляете?
Анна Пахомова:
Это было 10 лет назад, – начинает наш разговор Анна. Хотя, нет! В 2008-м году мы открыли нашу студию, соответственно – нам восемь лет. Все развивалось постепенно, но началом стал наш супружеский союз. До этого мы уже работали по специальности: Олег был архитектором, я – дизайнером, а как только поженились, решили заниматься любимым делом вместе.
HIS: Возможно, вы и учились вместе?
Анна:
Да, ваши домыслы верны! Мы учились в одном ВУЗе, но во время студенческих лет не имели взглядов друг на друга, хотя и были знакомы. Сегодня же можем смело утверждать, что благодаря профессии, мы стали одним целым, ведь великолепно дополняем друг друга. В 2008 году наша студия состояла только из нас двоих. Сегодня у нас есть небольшой штат: помимо нас в команде также работают архитектор, два дизайнера и девушка, которая занимается пиаром.
HIS: Как вы сами называете стилистику, в которой работаете?
Олег Азовский:
Мы – за все натуральное, за гармоничное сочетание. В наших объектах нет ярких, кричащих цветов, только естественная натуральная палитра. Относительно материалов: все, что вы можете найти в природе, вероятнее всего применено в наших интерьерных работах. Для нас очень важна функция каждого пространства, а красота всегда появляется после. Точно также и с выбором декора. Мы выбираем не просто те вещи, которые могут понравиться заказчику, а те, что будут выглядеть в интерьере лаконично и смогут сделать его совершенным. Основная цель нашей работы – это создать максимально соответствующее жизни и быту заказчиков пространство.
Анна:
Мне всегда хочется, чтобы пространство, которое мы создаем, не имело точки отсчета. Для нас очень важно, чтобы эта архитектура и интерьеры могли существовать вне моды, вне времени и вне трендов. Когда я слышу от своих коллег, что их заказчикам придется сделать через пять-восемь лет полный редизайн интерьера, мне становится очень неприятно. За это время пространство только успело наполниться всеми теми вещами и атрибутами вашей жизни, которые делают его индивидуальным и полностью соответствующим вам. Высшая награда для архитектора – это когда созданный тобой интерьер устраивает заказчика даже спустя 30 лет.
HIS: Над какими интерьерами вы не работаете? Скажем, не будете браться, так как посчитаете, что этот проект вам не под силу.
Анна:
Мы всегда по максимуму пытаемся понять, чего хочет заказчик. Наши методы – диалог и компромисс. Мы комфортно себя чувствуем и в стиле поп-арт и в классике, но подобные интерьеры подаем после собственного прочтения. Мы никогда не скажем: «Нет, за это мы не возьмёмся! Этого мы ни в коем случае не сделаем! Это не наш стиль!» Мы готовы взяться за любой объект, но с нашим взглядом, нашим виденьем, нашим прочтением. Также, считаем, что все должно быть гармонично. К примеру, никогда классический интерьер не будет выглядеть как ему подобает в пространстве, где высота потолков составляет 2,2 м. Классика и высота потолков в два метра – не характерны друг для друга. Такие примеры всегда будут смотреться инородно. Подобные случаи были и в нашей практике, и мы старались максимально гармонично решить их. Можно, конечно, «поиграть какой-нибудь Шанхай», но после ремонта человеку надо жить в этом пространстве, а мы хотим, чтобы жизнь его было комфортна.
Олег:
Откровенно признаться, мы не любим слова «модно» и «тренды». Чувство стиля, понимание стиля, которые нам присущи и ради которых к нам обращаются наши клиенты, мы пытаемся воплотить в своих интерьерах.
HIS: Кто ваш клиент? Могли бы вы составить его психологический портрет?
Анна:
В основном, наши клиенты – это яркие личности и неординарные персонажи. Нам порой кажется, что мы их можем не знать, но встретить в толпе. Этих людей мы ни с кем не перепутаем. Наш заказчик воспитывает нас, как мы его, и в этом союзе рождается что-то красивое и вечное.
HIS: Творчество и деятельность каких архитекторов вас вдохновляет?
Олег:
Если вы заметили, логотип нашей студии создан с помощью шрифта Bauhaus. Нам нравятся все представители этого архитектурного течения. Если говорить о промышленном дизайне, так это Патрисия Уркиола, Norm. Architects. Среди соотечественников всегда отмечаем для себя работы Ольги Акуловой, Юрия Зименко, команды SOESTHETIC group и некоторых других.
HIS: О реализации какого проекта вы мечтаете?
Олег:
Мы всегда мечтали взяться за реализацию объекта за границей. И вот как раз сейчас разрабатываем проект кафе в Испании. Русскоязычный заказчик нашел нас в интернете: это не были рекомендации, либо же сарафанное радио, что работают в Украине. Он нашел нас благодаря ключевым словам в поисковике, которые соответствуют нашей стилистике. Также, мне бы хотелось реализовать интерьер загородного дома: в объеме, легко и без компромиссов, в полном соответствии со всеми канонами. Чтобы дом создавался с нуля, чтобы я отвечал за архитектуру, а декором занималась Аня.
Анна:
Очень часто складывается, что заказчики обращаются к нам, когда коробка дома уже готова. По сути, дом построен, но заказчик не знает, что с ним делать. В таких случаях нам приходится делать работу над ошибками, ведь в большинстве случаев архитектура полностью не соответствует тому, что хочет видеть человек в интерьере. Поэтому мы можем смело дать совет: если вы собираетесь строить дом, доверьтесь архитектору либо же дизайнеру как можно раньше, а если возможно – еще до покупки участка под застройку.
HIS: Расскажите подробнее о вашем объекте в Испании.
Анна:
Это небольшое, но уютное заведение, которое находится в городе Сан-Себастьян, неподалёку от Франции. Нам очень повезло с этим заказчиком, потому как в Европе к организации общественных интерьеров относятся иначе. В европейских странах люди прежде всего идут в кафе поесть, соответственно ищут качественный сервис, и только потом обращают внимание на его «оболочку». У нас же пока наоборот, людей манит картинка, и только потом они обращают внимание на кухню. Вот и мы считаем, что в каждом месте общественного питания прежде всего важна кухня, а интерьер, равно как и фартук официанта и то, как меняются тарелки, должны быть прозрачными и почти незаметными глазу гостя, по крайней мере во время первых двух-трех визитов. Именно за этими невидимыми вещами ты хочешь возвращаться. Форма официанта, узор на скатертях и люстра над барной стойкой могут стать запоминающимся элементом, но ни в коем случае не играть главную роль. В Сан-Себастьяне, как и в любом другом испанском городке, есть свои предпочтения и свои давно сложившиеся устои. То, что для нас могло бы показаться красивым, для них, людей достаточно консервативных, таковым не будет. И если бы, к примеру, мы прикрепили силуэт коровы под потолок, это было бы полное фиаско! Нам очень понравилось работать над этим объектом, понравился результат и, конечно же, само сотрудничество с этой клиенткой. Заказчица была максимально включена в рабочий процесс.
HIS: Вы работаете на территории всей Украины, у вас есть объекты в Киеве, в Запорожье, Кривом Роге, Днепре, Кропивницком и даже во Львове. Ощущаете ли с такой «географией» конкуренцию среди коллег?
Анна:
Ни в одном городе тебя никто не ждёт. А уж тем более с распростёртыми объятиями. Порой, чтобы взять проект, тебе надо покинуть свою зону комфорта. Мы считаем, работы хватит всем, вне зависимости от региона, расположения города, наличия студий-конкурентов. У каждой студии, у каждого архитектурного бюро, находись они в Одессе, могут появляться объекты в Харькове или Киеве. Тут многое решает заказчик, точнее его психотип, который и притягивает к себе желаемого мастера. Мы абсолютно не видим здесь проблемы, ведь считаем, что каждый найдёт своего человека. Но до этого умозаключения доходят только самодостаточные личности. Я не говорю сейчас о профессии, я говорю непосредственно о внутреннем мире человека. К примеру, сейчас мы работаем над интерьером одного львовского кафе, и заказчик специально пригласил нас из Днепра. Я задала ему вопрос: «Почему выбор был сделан не в пользу львовского архитектора?» На что клиент дал мне вразумительный ответ: «В том-то и дело, что я не хочу здесь видеть привычный для горожан дизайн. Я хочу, чтобы все было по-новому, чтобы этот интерьер выбивался из общей линейки».
HIS: Где вы отдыхаете? Какие страны предпочитаете посещать?
Олег:
Мы стараемся совмещать отдых с работой. К примеру, если планируем посетить какую-то из фабрик, мы на этом не останавливаемся, а продлеваем свое время нахождения в данной стране. Не так давно мы были на фабрике Rimadesio, и прямиком из Милана решили махнуть в Портофино. Либо находясь на неделе дизайна в Эйндховене, мы решили на поезде прокатиться в Париж и обратно. Наш совет тем, кто захочет поехать на этом скоростном поезде: не оглядывайтесь по сторонам, смотрите вперёд. Поверьте, даже после наших Hyundai, триста километров в час – это достаточно быстро.
Анна:
Наверное, где-то в глубине души, мне бы хотелось не совмещать отдых с работой, ведь отдыхать мы любим. Но, так как мы – молодые родители, которые ни на день не уходили в декрет, наш ребёнок, можно сказать, формирует наш график. Мы, между прочим, очень любим проводить время в кругу семьи, каждый вечер у нас проходит в основном дома, с ребёнком и любимой собакой. Наверное, мы всё-таки приверженцы пассивного отдыха в виде spa, массажа и прочих релакс-процедур. Олег любит готовить, у него это очень хорошо получается. Поэтому каждая заграничная поездка полна гастрономических удовольствий, иначе как мы будем изучать кухни народов мира и затем экспериментировать на своей.
Олег:
До отношений с Аней я занимался планерным спортом. Хотел даже получить лицензию пилота, но Аня сказала, что ей нужен живой муж. Так, получаемый в полёте адреналин я решил компенсировать стрессами на стройке.
HIS: Хотели бы вы, чтобы ваш сын пошёл по вашим стопам?
Анна:
Прежде всего мне хотелось бы, чтобы он был хорошим человеком, а выбор будущей профессии мы оставим за ним. Мы постараемся предоставить ему максимальный спектр возможностей, как когда-то сделали наши родители. Признаюсь, уже сейчас мы замечаем, что он любит рисовать. Но не исключено, что спустя несколько лет окажется, что Лев – способный спортсмен по прыжкам в длину. В этом случае я не собираюсь ломать ему судьбу.
Олег:
Мой отец – архитектор, а мама – художник, и я могу судить по себе, так как вырос в творческой среде. Мой выбор был очевиден, меня тянуло ко всему, что я видел с малых лет и что меня окружало.
HIS: Если Лев – очень влиятельный в вашей семье человек, хотелось бы узнать и о других, уже сейчас заметных его предпочтениях и талантах.
Анна:
Больше всего на свете Лев любит воду. Он может часами сидеть в ванне, любит купаться, обожает плавать и нырять. И эта страсть к воде у него с самого рождения. Любая игра не обходится без использования воды. Будь то железная дорога или конструктор, они обязательно будут политы водой из кружки. Если он берётся рисовать, то это обязательно акварели, либо карандаши, которыми можно будет елозить по влажной поверхности. Гоночные машинки мы запускаем в ванне как лодочки.
HIS: А какие у вас еще есть семейные хобби ?
Ещё одна наша страсть – это шопинг: мы любим красивые вещи и готовы тратить на них достаточное количество средств. Раньше любили приобретать вещи за границей, но сейчас отдаем предпочтение украинским брендам и отечественным дизайнерам. Нам очень приятно, что сегодня украинцы не стесняются заявлять о себе и успешно реализовывают свои таланты как у нас в стране, так и за рубежом.
Фото из семейного архива
HIS: Раз уж мы начали говорить об успехах украинцев, интересно узнать и о ваших достижениях. В конце прошлого года вы стали обладателями гран-при конкурса «Интерьер года». Что чувствовали, когда их рук мирового жюри получали эту награду?
Анна:
Честно говоря, для нас все было очень и очень неожиданно. Об этом говорят даже фотографии с момента вручения приза, на которых я очень растеряна и даже немного напугана. Тогда, по сути, я не понимала, что происходит вокруг меня. Да и Олег остался работать дома (предлагаем взглянуть на работу-победителя: Дом у реки от Azovskiy & Pahomova architects).
HIS: Возможно, вы уже ощутили какой-то фидбэк, какую-то реакцию украинцев (заказчиков) на ваш новый титул?
Олег:
В нашей ежедневной рабочей жизни все осталось по-прежнему. Мы есть, мы были, остаемся и мы никуда не уходим. Поначалу немного обижали фразы окружающих а-ля: «Мы всегда знали, мы всегда были уверены, что вы лучшие!» Но сказать это они сумели лишь после того, как мы получили эту награду. Правда, наш титул лучших в 2016 году очень польстил нашим клиентам.
HIS: Размер гонорара успели увеличить?
Олег:
Нет, вы знаете, гонорар каким был таким и остается. Хотя, спасибо за хорошую идею! Получать подобные награды, конечно же, очень приятно. Создавать ажиотаж вокруг себя, вокруг своей персоны, привлекать к себе внимание – это безусловно очень и очень здорово, но в нашем случае это уже свершилось, уже произошло, и мы продолжаем идти дальше. Мы подавали свои проекты в качестве спортивного интереса, чтобы в очередной раз оценить силы и получить признание столь уважаемого жюри.
HIS: Поделитесь планами на этот год.
Анна:
В планах – пожинать плоды ушедшего года. Мы уже провели пару съемок реализованных под конец 2016-го объектов, запланировано еще несколько. Обязательно их опубликуем у вас на портале. Сейчас несколько проектов находится на стадии разработки, и вот-вот мы приступим к их реализации. Хотелось бы (помимо профильных выставок) посетить Японию. Путешествие в эту страну – главный приз генерального спонсора вышеупомянутого конкурса.
Фото: Григорий Веприк/The GATE
Локация: Шоурум Cocorico