Алексей Елисеев: «Цвет – это то, что заставляет человека думать. То, что наполняет нашу жизнь смыслом. То, что заставляет нас двигаться»
Анастасия Белогривцева
Задумывались ли вы когда-то, какую роль в вашей жизни играет цвет? А ведь для каждого из нас его выбор порой становится проблемным: какого цвета приобрести автомобиль, какого цвета надеть платье на мероприятие, в какой цвет выкрасить стены в спальне. Чтобы подобных вопросов возникало меньше, мы решили больше узнать о природе цвета и его важности в жизни. О цветовых комбинациях, модной палитре и любимых оттенках украинцев мы поговорили с экспертом в области интерьерного дизайна и применения цветовой гаммы, совладельцем компании Manders Алексеем Елисеевым.
HIS: Без этого вопроса никуда: расскажите с чего и когда началась история под названием Manders?
Алексей Елисеев: Это очень длинная и увлекательная история: были братья с фамилией Мандерс, абсолютно реальные персонажи, жили они в XVIII столетии и организовали марку по производству красок. Бренду дали логичное название – Manders. Все это происходило недалеко от современного Манчестера, и так сложилось исторически, что именно этот город сегодня связан с появлением красок. Марка, созданная братьями, просуществовала около двух столетий и пользовалась большой популярностью. Но, к большому сожалению, в ХХ веке фирма Manders прекратила свое существование. Спустя время, в 1996 году, в Москве был открыт маленький магазинчик, где начали продавать краску. Он был совсем небольшим, с кривым полом и низкими потолками. Я примкнул к этому бизнесу в 99-м году как сезонный рабочий, ведь это было во время моих летних каникул. Мне очень понравилось работать с краской и после окончания института в 2002 году я вернулся в компанию. С 2003 я – один из тех, кто возглавляет компанию. В начале нашего пути штат магазина составлял три человека, были времена, когда нас было всего двое. Но в этом году мы будем отмечать свое 20-летие. Сегодня Manders – это восемь магазинов, три из которых располагаются в Москве, 4 – в Санкт-Петербурге и один в Киеве. И что хочу отметить, единственный в Украине, киевский магазин показывает очень хорошие результаты.
HIS: Можно ли утверждать, что магазины Manders лучше всего продают английские краски за пределами Великобритании и популяризируют британский стиль?
Алексей Елисеев: На самом деле у нас была такая цель, но сейчас она транслируется в меньшей степени. Хотя мы действительно стараемся популяризировать британский дизайн, ведь здесь (указывает рукой на ассортимент магазина, – ред.) абсолютно все английское. Раньше был большой спрос на английский этнический стиль, сейчас же эта тенденция пошла на спад. Сегодня мы предлагаем английские краски, краски с современной богатой палитрой, которые могут быть применены в любом интерьере. Также мы предлагаем английские обои с традиционными английскими мотивами, которые, наверное, будут актуальны всегда. Пользуется популярностью и английский декор. Еще 15 лет назад мы получали множество запросов от клиентов, которые хотели оформить рабочие кабинеты в истинно английском стиле. Сейчас же преобладает стилистика ар-деко, и нам также есть что предложить. Не стоит удивляться подобной ситуации, английские производители добавляют один-два мотива, и классика мастерски трансформируется в ар-деко либо же обретает природный принт.
HIS: Мы начали говорить о команде. Скажите, сколько сейчас человек представляет бренд Mаnders? И вообще, какими качествами и опытом должен обладать специалист, чтобы представлять компанию Mаnders?
Алексей Елисеев: Прежде всего, у человека должно быть некое стремление, определенная страсть к красоте, к стильным предметам и интерьерам. В большинстве случаев нашу компанию представляют женщины, потому что данные качества характерны именно им. Уютная обстановка и тяга к прекрасному интересуют мужчин меньше, представителям сильного пола меньше важна эстетика, они заинтересованы больше в технических вопросах. Мне, как руководителю, всегда приятно, когда к нам в компанию приходит работник, который уже работал в этой индустрии. Компанию Mаnders сегодня представляют около 90 человек во всех городах, где расположены магазины, а средний возраст сотрудника – около 30 лет.
HIS: Как можно стать частью вашей команды? Кто занимается подбором персонала?
Алексей Елисеев: Всегда появление нового человека в команде определяет случай. Как такового шаблона не существует, в основном, к нам обращаются сами, приходят из другой индустрии. Как я уже отмечал ранее, мужчины меньше интересуются цветами и красками. Женщины же более внимательно подходят к использованию и применению различных текстур, фактур, замечательно их комбинируют, не говоря уже об использовании и выборе цвета. Наверное, это берет свое начало еще с женского гардероба.
HIS: В одном из интервью вы сказали, что география расположения салонов компании – ваша гордость. Не планируете ли вы расширять уже существующую сеть?
Алексей Елисеев: К сожалению, это очень сложный процесс. Мы сейчас достигли такого предела, когда открыть еще один магазин, в плюс еще одном городе, практически невозможно. Объяснение тому простое – потеря контроля. В данном случае передо мной возникает задача – как организовать процесс таким образом, чтобы он мог работать без моего участия. Либо же с моим минимальным контролем. Наверное, к этому вопросу необходимо будет вернуться уже в 2017 году, ведь сейчас это, к сожалению, невозможно.
HIS: Какие события локального и мирового характера всегда в вашем списке обязательного посещения?
Алексей Елисеев: В связи с тем, что наш ассортимент постоянно расширяется, я должен быть всегда в курсе, а процесс самостоятельного изучения всего занимает очень много времени. Есть ряд выставок, которые я не имею права пропускать, и первая из них, конечно же, это выставка Decorex, затем 100% Design, London design fair, Design junction, London Design Biennale, затем выставки Парижа. В следующем году в нашем списке также есть Франкфурт и Милан. Ежегодно увеличивается не только список городов, но и сами выставки модифицируются. Вот, к примеру, в Лондоне: если раньше можно было посетить выставку 100% design и Decorex, и сделать это за один день, то сейчас на это требуется неделя, ведь это как минимум шесть интереснейших выставок в рамках London design week. Ничто не стоит на месте, и даже в течение года появляются все новые и новые события, которые ты не можешь позволить себе пропустить. Пока не готов сказать, на какие выставки в 2017 году я приеду в Киев, но дизайнерские события столицы Украины, как и Москвы с Питером, точно не останутся мной незамеченными. Также, я считаю, что в наших странах ближайшие пару лет что-то должно серьезно измениться в плане выставок, они должны стать более интересными, более специализированными, а как именно произойдут изменения – подскажет рынок.
HIS:Вы регулярно даете мастер-классы по цветовому решению пространства, читаете лекции. Скажите, колористике можно научиться как науке или это должно быть в крови?
Алексей Елисеев: О, да! Люблю это делать. Это сложно назвать лекциями, ведь у меня нет академического образования.
HIS: А кто вы по образованию?
Алексей Елисеев: Я – нефтяник, который ни дня не работал по специальности. Я пришел в эту отрасль подработать, и так сложилось, что в ней и остался. Вы знаете, я с детства любил рисовать. Несмотря на то, что я не посещал художественную школу, все мои школьные тетрадки были разрисованы. Насколько я помню, я не очень усердно учился в школе, так как все время что-то рисовал (смеется, – ред). С другой стороны, я всегда был уверен, что в будущем открою собственное дело. Но со временем понял, что, наверное, Бог не так меня услышал, ведь сделал совладельцем компании Manders спустя много лет после моих «художеств». Сегодня моя жизнь – собственное дело и с детства любимые краски. Видите, как все каким-то чудным образом совместилось. Относительно мастер-классов. Я очень люблю это делать, так как постоянно сам стремлюсь вникнуть глубже в курс этого сложного дела. Кроме этого, люблю наблюдать за дизайнерами, как они работают, и, представляете, у меня находится мужество давать им рекомендации, делиться определенными лайфхаками. Не все умеют правильно работать с цветом, не всегда грамотно с ним обращаются, а великолепной его подачей без предварительного обучения могут похвастаться единицы.
HIS: Этому можно научиться? Или данное умение должно быть заложено на генном уровне и быть, как говорят в народе, в крови?
Алексей Елисеев: Мастерству владения цвета, конечно же, можно научиться. Первая подсказка – начинать стоит с цветового круга. Когда приобретете опыт, сами поймете, что цветовой круг в дальнейшем, может быть, вам и не понадобится. Не любой интерьер можно разложить по цветовому кругу. Да, далеко не каждый, хоть он может быть и опубликован в каком-нибудь глянцевом издании. Но именно из этого цветового круга стоит начинать, ведь из него берут свое начало цвета и их контрасты. Также впоследствии я понял, что работа с дизайнером важна в меньшей степени, нежели работа с заказчиком. Не в каждом случае результатом работы дизайнера будет довольствоваться заказчик. Поэтому создать гармоничный образ необходимо не просто для истории, эту цветовую комбинацию стоит сделать комфортной для определенного человека. И здесь возникает этап взаимодействия профессионалов, и проявляется целый «букет» разных вещей. Прежде всего – это психологические аспекты. Ни для кого не секрет, что в любой сделке, в любой продаже, существует своя психология, а продавец должен обладать качествами психолога, должен понимать, как вести диалог, о чем стоит предупредить клиента, а на что обратить его внимание. На каждую сделку продавец должен смотреть глазами заказчика. В моей практике была однажды ситуация, когда один дизайнер сказал такую фразу, что до сих пор режет мой слух. Во время строительства очередного нашего магазина он озвучил: «Будет только так! И не иначе!» Это один из способов достижения конечной цели, скажем так. Но он, увы или к счастью, не всегда работает. Он эффективен только в том случае, если заказчик проникнется доверием к конкретному дизайнеру. В моей практике были и другие случаи, когда, например, даже я «включал» некую категоричность и отказывался продавать в пользу эстетики (на многих мастер-классах я рассказываю о нем). Я сказал, что буду продавать именно ту краску, которая была обозначена в предварительном варианте дизайна и никак иначе. К большому сожалению, не все дизайнеры обладают даром убеждения, а это было очень необходимо в сложившейся ситуации. Основной стержень всех моих рассказов –первоначальный дизайнерский образ и как достичь его в результате реализации. Говоря на эту тему, я, конечно же, затрагиваю аспекты психологии взаимодействия и работы с заказчиком.
HIS: Чем закончилась эта история с отказом в продаже?
Алексей Елисеев: В основе любого ремонта должен быть образ. Даже если вы работаете без дизайнера и хотите что-то обновить в своей квартире либо комнате, мой совет – начните прежде всего именно с образа. Возьмите за основу то, что вы не сможете в процессе обновления поменять, и от этих вещей отталкиваетесь, подбирая соответствующие им цветам. Это увлекательный процесс, который позволяет сделать интерьер продуманным, а его образ взвешенным. И в том случае этот первоначальный образ мог стать искажен. Причина – ошибочное решение в долгом процессе отбора. Я видел дизайнерскую визуализацию и то, что хотел выбрать заказчик. Поверьте, это бы была катастрофа. Тогда я так и сказал, что продам только тот цвет, который был запланирован дизайнером. Руководствовался я тогда интуицией, но очевидно понимал, что картинка профессионала является сбалансированной. И этот баланс не может быть утерян в процессе реализации. У меня нет других тем для мастер-класса. Я продолжаю рассказывать об этой важной теме и до сих пор вижу, что для многих она остается актуальной в освещении.
HIS: Цвет говорит о многом: описывает эпоху, служит отличительной чертой бренда, порождает ассоциации, влияет на восприятие и, конечно же, продажи. Что «цвет» значит для вас?
Алексей Елисеев:
Цвет – это, во-первых, самовыражение. Это то, что нам доверили свыше, ведь ученые доказали, что есть животные, которые видят мир монохромным, не все цвета видят и люди (к примеру, ультрафиолетовый либо инфракрасный). Цвет – это то, что заставляет человека думать. Это то, что определенным образом наполняет нашу жизнь смыслом, то, что заставляет нас двигаться. К примеру, я не могу себе представить отсутствие цвета в повседневной жизни. Я не могу себе представить вокруг только черное и белое. Без третьего компаньона – красного – (смеется, – ред). Цвет всегда должен быть! Конечно, цвет не является первым смыслом этой жизни, но в любом случае цвет очень важен, ведь работает он на создание эмоции. Эмоций, когда мы, к примеру, идем в магазин и покупаем продукты, либо же выбираем одежду. А эмоция должна быть, иначе наша жизнь будет слишком скучной. Опять-таки, гендерный фактор. Порой для женщин возможность изменения цвета является не просто важной, а просто-напросто необходимой. Начиная от цвета помады и заканчивая лаковыми туфлями, девушки всегда норовят что-то обновить. Новый образ – новая жизнь. Я вот, к примеру, могу позволить себе обновить цвет стен.
HIS: Стало интересно, вы когда открываете глаза, какой цвет видите перед собой?
Алексей Елисеев: Должен признать, я – сапожник без сапог. К сожалению, это белый потолок.
HIS: Когда вы слышите от человека, к примеру, мой любимый цвет – «зимняя вишня», можете ли вы, как психолог, охарактеризовать его как личность?
Алексей Елисеев: Во-первых, теперь я знаю, что ваш любимый цвет – «зимняя вишня» (улыбается, – ред). Во-вторых, любителя «зимней вишни» с этим цветом связывает некий поэтический образ, который присутствует в описании самого оттенка. И это уже очень здорово, ведь говорит о характере человека: не просто «вишня», не «гнилая вишня», а «зимняя». Ведь можно описать цвет обывательским языком, а можно, как в данном примере, литературным. Когда выпускники дизайнерских школ приходят ко мне в магазин и пытаются описать необходимый им цвет, порой мне очень тяжело их понять. Продолжим о «зимней вишне». В-третьих, этому человеку свойственна культура понимания цветов, их оттенков и, конечно же, предрасположенность к яркому цвету. И тут, наверное, я могу заговорить о деталях. Практически всегда, когда дизайнер встречается со своим заказчиком, первое мнение о будущей палитре объекта у него складывается с цветовой гаммы одежды собеседника. Это стандартный подход, здесь не обязательно быть профессионалом.
HIS: А вдруг там адское сочетание?
Алексей Елисеев:
Так это даже и лучше! Это означает, что заказчик более расположен к принятию различных цветовых решений. Каждый декоратор мечтает сделать яркий интерьер. Поэтому в данном случае, уверен, ярким цветам в наряде заказчика он обрадуется. И если этот яркий интерьер будет создан грамотно, он станет визитной карточкой этого декоратора. Это настоящее везение – встретить готового к яркой палитре клиента. И пусть это адский ад, смесь несочетаемых друг с другом цветов в его одежде. Завершить свои рассуждения о «зимней вишне» могу предположением, что любителю этого цвета также придутся по вкусу сочетания данного тона со всеми ему контрастными, а это нежные цвета либо монохромные комбинации: розовый, черничные, лиловые оттенки, тона красного и даже зеленый или салатовый, конечно же, серый, который сейчас пользуется особой популярностью. К примеру, в сером интерьере «зимняя вишня» станет превосходным цветом для тематических и акцентных деталей.
HIS: Какой гамме или цвету отдаете предпочтение лично вы?
Алексей Елисеев:
Лет шесть назад я сказал, что мне нравится сочетание охры и всех тех цветов, которые изображают некий эффект «грязи». Эти цвета не являются функциональными, они выступают фоном и ничего не могут сказать о характере человека. Также немаловажную роль играет мода на цвета, ведь все, что находится у нас постоянно перед глазами, вызывает некую предрасположенность человека.
HIS: По вашему мнению, какой цвет будет моден в 2017 году?
Алексей Елисеев: Я считаю, что вслед за серым и пудрово-розовым модным станет зеленый. По крайней мере, ощущается некая потребность в нем.
HIS: Краски какого цвета сейчас украинцы покупают больше всего?
Алексей Елисеев:
Не могу сказать, что ощущаю какое-то определенное доминирование. Скажем, есть стремление украинского клиента к вышеупомянутым серым оттенкам. Слава Богу, что последнее время падает спрос на бежевый. У сегодняшнего потребителя я наблюдаю тягу к сложным цветам, и серый – очередное тому подтверждение. Ведь, в некоем смысле он выступает тем же белым. Происходит интересная трансформация: мы прекращаем думать о белом цвете, как о комфортном, и начинаем понимать, что на самом деле комфортным для нашего глаза может быть не только белый, серый, но и черный. Я все чаще вижу людей, которые используют в интерьере черный. И этому искренне рад, ведь на самом деле, черный – тот же самый белый. У них одинаковая функция: быть фоном. Ни черный, ни белый не требуют внимания, не акцентируют его на себе, но эффектно подчеркивают предметы других цветов и окрасов. Вот твоя картина в позолоченной рамке, вот твой торшер, вот твой красный диван, в конце концов.
HIS: Скажите, что сейчас украинцы любят делать больше: красить стены, клеить на них обои или красить наклеенные ранее обои?
Алексей Елисеев: Хороший вопрос! В принципе, в данном случае украинский и российский потребитель, как и рынки, очень схожи. Если говорить о тенденциях, стоит учитывать ее участников. Объясню: парадоксально, но если вы начнете делать ремонт в новой квартире или в новом доме, и выберите изначально обои, мне тяжело представить, что должно случиться, чтобы вы в будущем от них отказались. Вы будете регулярно использовать обои, обои, обои, обои, пока не решитесь сделать капитальный ремонт. Если же стены своего жилья вы решите изначально декорировать с помощью краски, в будущем окрашивать стены в разные цвета может стать вашей привычкой. Чуть ли не каждый год вам будет хотеться взяться за кисточку или валик и сменить расцветку жилья. А если вы будете делать это каждые полгода, у вас неволей появится новое хобби. Я, конечно, могу ошибаться, но процентов 90 сегодняшних среднестатистических квартир декорированы обоями.
HIS: Насколько мне известно, у вас есть двое ребятишек. Вы бы хотели, чтобы ваши дети продолжили когда-то начатое вашей семьей дело?
Алексей Елисеев: Сложный вопрос. Мы не можем загадывать наперед. Существует очень высокая вероятность того, что через лет 10 мои дети скажут: «Папа, мы хотим быть программистами!» (задумался, – ред). Уже сейчас я могу сказать, что у них абсолютно разный подход к творчеству: одна любит читать, другой предпочитает рисовать. Конечно же, мне было бы очень приятно, если бы в будущем мои дети примкнули к семейному бизнесу. Но вы же понимаете, какие бы мастер-классы я не вел, я всегда буду оставаться нефтяником (смеется, – ред).
HIS: Не задумывались ли вы над вторым образованием, связанным с сегодняшней деятельностью?
Алексей Елисеев:
Сейчас мне это кажется уже невозможным. Я слишком завязан на своей текущей деятельности, я серьезно увлечен тем, чем занимаюсь, и не могу себе позволить оставить работу. Ни на минуту
HIS: А если пойти учиться дистанционно?
Алексей Елисеев: Вы знаете, я уже третий год пытаюсь научиться играть на саксофоне. И кстати, как выяснилось, мои дети очень любят, когда я играю. Когда они видят, что я освободился, начинают тянуть инструмент, чтобы я что-нибудь для них сыграл (улыбается, – ред).
HIS: Расскажите о планах компании Manders? Чем ознаменуется для сети магазинов и их клиентов будущий 2017 год?
Алексей Елисеев: Сегодня использования смартфона позволяет сделать жизнь более удобной. С помощью интернета и телефона мы можем приобрести билеты, и делаем это, можем заказать еду, и делаем это, мы знаем, как пройти, мы знаем время последней электрички. Мы можем абсолютно все благодаря одному лишь устройству. Сейчас наша задача – создать сервис, который бы относился к нашей сфере и делал жизнь наших клиентов более удобной. Не могу сказать, что поставленная задача будет полностью реализована в 2017-ом, но разработки, которые могут сделать нас лидерами в последующие года, уже стартовали. Мы планируем, что предложенный в будущем нами сервис сможет сделать процесс принятия решения в выборе цвета нашими клиентами намного проще.
Фото: Григорий Веприк, TheGATE
Читайте также: Константин Емец. Со вкусом к жизни и профессии.
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Інтерв'ю -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Інтерв'ю -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Інтерв'ю - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.