Резиденция «Талиесин», любовь и убийство в жизни Фрэнка Ллойда Райта
HIS
Архитектор Фрэнк Ллойд Райт был довольно сдержанным в проявлении чувств человеком. Говорят, что свои эмоции и переживания он передавал на бумагах, на чертежных бумагах. Заметно эмоциональными выглядят дома «доколумбовой» эпохи архитектора, построенные в начале 1920-х годов в Калифорнии. Сегодня над этими постройками можно даже подшучивать, называя их «гробницами майя», но мало кто знает, что их немного жутковатый стиль является побочным явлением личной катастрофы Райта, в которой замешана любовь, убийство и женщина по имени Марта.
Массивные, словно древние постройки племени майа, здания авторства Френка Ллойда Райта действительно больше похожи на древние гробницы, чем на дома. И таких работ в карьере архитектора – 180. Для своих поклонников и последователей мастер был всегда неприкасаемым; всегда серьезный и в плаще – денди и Голиаф американской архитектуры, создавший более 1000 строений, в том числе и знаменитый Музей Гуггенхайма в Манхэттене. Другое дело – историки, они просто соединяют точки во времени, а эти точки являются людьми и событиями, в том числе известными людьми и не очень известными событиями. Так и с Френком Ллойдом Райтом – в прошествии долгих лет историки выяснили, что дома в стиле Mayan-Revival стали символом смерти женщины, любовницы архитектора.
Можно с легкостью отметить, что проекты Райта были более экспериментальными именно на заре ХХ века. В то время и внешний вид архитектора становился все более «красочным» – Райт мог ходить в ярких плащах да широкополых шляпах, грациозно опираясь на элегантную трость. Кроме того, именно тогда архитектор начал заниматься модным и текстильным дизайном.
В 1904 году «прерийные» дома Райта, ставшие оппозицией закрытой архитектуре викторианской эпохи, привлекли внимание г-на Эдварда Чейни, который нанял архитектора для того, чтобы тот построил дом для него и его жены, Марты.
Марта была не похожа на других женщин, которых встречал Райт. Она была интеллектуалкой, феминисткой и могла переносить недостатки вечно страдающего архитектора. И когда Райту казалось, что он уже вошел в кризис среднего возраста – в его жизни разгорелся страстный роман, о котором очень быстро стало известно прессе.
Оба любовника были в браке, у обоих были дети, но тем не менее – Марта и Фрэнк уехали, буквально бежали в Висконсин, чтобы там строить собственный дом мечты. Это было большое имение, названное Taliesin (валлийское слово, обозначающее «сияющую землю»), построенное на земле, что досталась Райту от матери по наследству. Строительство дома было завершено в 1911 году. Здесь же Райт оборудовал и новую студию. Все шло хорошо, пока идиллию не оборвала цепь безумных и ужасных событий, последовавших одно за другим.
Повар, работающий в имении, человек по имени Джулиан Карлтон, немного потеряв рассудок, стал время от времени задерживаться перед окном пары, глядя вовнутрь дома и держа в руках огромный мясной нож. Вскоре ему было сделано замечание, которое тот проигнорировал. В тот же день он промокнул деревянный фасад дома бензином, умудрившись сделать это незаметно, ворвался в дом с топором, убив семерых человек, включая Марту и ее детей, а после – сжег строение. Фрэнку Ллойду Райту тогда повезло – он был в отъезде, а по прибытию его ждала безутешная картина, во многом сломавшая архитектора до конца его жизни.
Тогда Райт решил полностью отдать себя работе и менее чем через полгода он отправился в южную Калифорнию, где посетил экспозицию Панама-Калифорния в Сан-Диего, в том числе и ее галерею доколумбового зодчества. Именно в этом время Райт изменился на столько, что поменял и перестроил собственную архитектуру. Его здания середины 1920-х годов, построенные в Калифорнии, неожиданно стали напоминать «мезоамериканские» храмы. Журналисты в один голос твердили тогда, что «в этой новой архитектуре Фрэнк Ллойд Райт скрывает свою скорбь по Марте». Самым ранним из этой серии домов стал Millard House в Пасадене. Одним из самых символичных строений «майской» эпохи Райта стал дом Mabel Ennis, построенный в 1924 году в Лос-Фелис.
Голливуд уже много раз снимал Millard House и Mabel Ennis в качестве логова для супер-злодея или штаба сверхсекретной и не всегда благонамеренной организации. Последний появлялся в таких старых, но культовых картинах как «Призрак дома на холме» (1958) и «Бегущий по лезвию» (1982). Кроме того, элементы конструкции Mabel Ennis неоднократно имитировались в фильме «Хищник 2», нескольких эпизодах «Звездного пути: следующее поколение» и даже в нескольких эпизодах сериала «Твин Пикс».
После жизни и работы в Калифорнии Райт снова вернулся в поместье Taliesin, снова построил себе дом и студию. Здесь он и его помощники жили в своеобразном прото-хиппи-сообществе, выращивая овощи, занимаясь архитектурой и музыкой, принимая наркотики, вступая в свободные отношения. Вскоре одна мистическая танцовщица из Черногории, по имени Ольгиванна, стала Френку Ллойду Райту третьей женой, а их дом Taliesin снова уничтожил пожар. Это произошло в 1925 году, на этот раз из-за проводки. Строение быстро сгорело до самого основания, похоронив под обгоревшими грудами ценную коллекцию работ архитектора стоимостью около 500 тыс. долларов. Ни одного человека в том пожаре не погибло.
Читайте также: 20 выдающихся домов Френка Ллойда Райта.
-
Музей кераміки в Китаї: новий архітектурний шедевр від Kengo Kuma
Архітектура -
«Архітектори надії»: фільм про відбудову України під час війни
Подія -
Рікен Ямамото — лауреат Прітцкерівської премії 2024 року
-
Девід Чіпперфільд – лауреат Прітцкерівської премії 2023 року
-
Майстерність та естетика віртуальності: 10 випускників Академії дизайну в Ейндховені
-
Disney представив скульптуру Міккі Мауса, натхненну малюнком Вірджила Абло
-
Louis Vuitton x Yayoi Kusama: друга зіркова колаборація
-
Nudo: меблі з каменю від Келлі Вестлер
-
Дизайнер Лі Брум провів онлайн екскурсію для українських колег своїм нью-йоркським пентхаусом
-
AXOR MyEdition: переможці українського конкурсу на кращий дизайн панелі для змішувача
Подія