Признавая необходимость. Чарльз и Рэй Имзы
Анастасия Белогривцева
"То, что работает — намного лучше, нежели то, что просто хорошо выглядит», — Рэй Имз
На протяжении более четырех десятилетий американские дизайнеры Чарльз и Рэй Имзы собственноручно из года в год формировали американскую жизнь во многих ее аспектах, создавая стиль, удобный и возможный для каждого. Благодаря архитектуре и предметам мебели, искусству фотографии и корпоративному дизайну, команда мужа и жены оказали глубокое влияние на визуальную составляющую повседневной жизни США. В течение сорока лет Имзы экспериментировали с целью создания компактных установок для хранения вещей и сборных диванов для дома, сидений для стадионов, аэропортов, школ и универсальных стульев. Их передовая идея — использование новых материалов (фанеры и пластика) и технологий сделала бытовую повседневную жизнь американцев красивее и доступнее.
Чарльз Имз (1907-1978) и Рэй Кайзер Имз (1912-1988) познакомились во время посещения Cranbrook Academy of Art в Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган. Он — преуспевающий студент, она — художница-абстракционистка. В 1941 году пара поженилась. Пожалуй, в этом году и стартовал гениальный творческий проект тандема дизайнеров, которые сосредоточили все свои усилия над созданием многофункциональных современных мебельных конструкций.
Некоторые наработки у Чарльза уже имелись, ведь в 1930 году Имз основал свое архитектурное бюро. Во время обучения он подружился со знаменитым финнским архитектором Элиэлем Сааринена (с которым Чарльз участвовал в конкурсе Organic Furniture Competition, организованном MoMA). Стул, созданный Имзом и Саариненом, победил и был показан на выставке органического дизайна, которая проходила в MoMA в 1940 году.
В 1941 году пара переехала в Лос-Анджелесе, где Рэй сначала работала в киноиндустрии и разрабатывала дизайн обложек нескольких влиятельных журналов.
Творческим тандемом Имзы продолжают экспериментировать с пластиком и фанерой. Эти попытки включили в себя и создание специальной машины для работы с деревом, которая получила название Kazam. Увы, данное изобретение к великим успехам не привело, но, к счастью, натолкнуло создателей на сотрудничество с U.S. Navy. Американский военно-морской флот, сражающийся в это время на Тихом океане, попросил их спроектировать медицинскую шину для ног. В результате получилась не просто шина, а самая настоящая скульптура. По прошествии лет можно с уверенностью утверждать, что доступ к новым армейским технологиям позволил Имзам усовершенствовать навыки работы с фанерой, а гениальное изобретение тех лет можно увидеть и сегодня, посетив музей Метрополитен.
Еще одно изобретение семьи Имзов — «Слоны», которые запустили в массовое производство лишь в 2007 году в честь 100-летия со дня рождения Чарльза. Игрушки-слоники предназначались для детей. Спроектированы фигуры животных были в 1943-44 годах и выпущены всего в двух экземплярах, один из которых, между прочем, остался у Имзов. Идея создания — своеобразная дань уважения могучим животным, основным экспонатам в культуре Индии и цирковой жизни.
В 1945 — 1946 Имзы придумывают LCW Chair, который вскоре журнал Time назовет одним из лучших дизайн-объектов XX века. Не мудрено, ведь модель LCW наглядно демонстрирует умение Имзов работать с таким непростым материалом как фанера, а для удобства применения была специально разработана металло-резиновая конструкция. Шкура пони — отделка первых образцов.
Следующее изобретение семьи дизайнеров — кофейный столик CTM. Все гениальное — просто: вогнутая круглая столешница на четырех ножках.
Кресло La Chaise (1948) — скульптурную органическую форму из пластика на тонких ножках — было создано специально для Международного конкурса недорогого мебельного дизайна, но из-за того, что оказалась слишком дорогим в производстве, модель дошла до массового потребителя спустя полвека. Известно, что как название, так и форма кресла, возникли в честь франко-американского скульптора Гастону Лашезу (Lachaise), чья работа «Плывущая фигура», представляющая собой обнаженную женщину, могла удобно разместится в кресле Имзов, не меняя позы.
В 1949 году супруги заканчивают строительство дома в Лос-Анджелесе, который станет их творческой мастерской до конца жизни.
На примере стула DCM Имзы в очередной раз доказывают, что профессионально умеют работать с древесной текстурой: отсутствие острых углов предохраняет фанеру от быстрого разрушения, а черный окрас не нанесен на поверхность, а втравлен в материал.
В 1954 году мир увидел новое изобретение талантливых дизайнеров — шкаф ESU 426-C, состоящий из одиннадцати выдвижных ящиков и одной полки со скользящими дверцами.
В 1958 году супруги выпустили всем известное на сегодняшний день кресло для отдыха, дополненного оттоманкой (пуфом) — Lounge Chair & Ottoman. Здесь любимая фанера Имзов использовалась как каркас для мягкой кожаной оббивки. Это кресло стало символом успеха, а компания Herman Miller по сей день считает изделие одним из флагманских продуктов. В этом же году был запущен выпуск знаменитой линии офисной мебели Aluminium Series.
Пару лет погодя супруги вновь создают кожаное мягкое кресло, но на этот раз под названием Time Life (1960 г.), которое навсегда вошло в историю шахмат.
Первоначальный интерес Чарльза к фотографии приводит к тому, что с 1950-го по 1978 год Чарльз и Рэй сняли около сотни короткометражных фильмов, посвященных строительству, биологии, астрономии, математике и другим дисциплинам. Между прочим, Имзы изобрели жанр полиэкранного слайд-фильма, а один из таких фильмов даже показали на Московской выставке в 1959 году, посвященной промышленной продукции США. Но все же самый знаменитый свой фильм супруги создали в 1968 году по заказу компании IBM. В этой короткометражке используется интересный прием показа Вселенной, когда каждый новый кадр оказывается в десять раз меньше предыдущего. Начинают свой фильм Чарльз и Рэй с края Вселенной, а заканчивают ядром атома углерода.
https://www.youtube.com/watch?v=0fKBhvDjuy0
21 августа 1978 года Чарльз Имз умирает от сердечного приступа во время рабочей поездки в родной Сент-Луис. По иронии судьбы Рэй Имз умерла в этот же день ровно через десять лет, 21 августа 1988-го, в Лос-Анджелесе.
www.eamesoffice.com
По материалам The metropolitan museum of art
-
Музей кераміки в Китаї: новий архітектурний шедевр від Kengo Kuma
Архітектура -
«Архітектори надії»: фільм про відбудову України під час війни
Подія -
Рікен Ямамото — лауреат Прітцкерівської премії 2024 року
-
Офіс для нью-йоркської кіностудії від бюро Civilian
-
Девід Чіпперфільд – лауреат Прітцкерівської премії 2023 року
-
Майстерність та естетика віртуальності: 10 випускників Академії дизайну в Ейндховені
-
Disney представив скульптуру Міккі Мауса, натхненну малюнком Вірджила Абло
-
Louis Vuitton x Yayoi Kusama: друга зіркова колаборація
-
Nudo: меблі з каменю від Келлі Вестлер