От «Головокружения» до «Психо». Как Хичкок изменил роль архитектуры в кино

HIS
Этим летом состоится официальный выход переиздания кинофильма «Головокружение» Альфреда Хичкока. Выпуск ленты приурочен к празднованию 60-летия фильма. Несмотря на вялую премьеру и низкие прокатные сборы, фильм стал одним из самых известных кинематографических произведений ХХ века, знаменуя собой ключевой момент в новаторском подходе режиссера к архитектуре и интерьерам.
Карьера Альфреда Хичкока в кино началась в роли менеджера по производству и дизайнера. Именно это помогло Альфреду получить первый бесценный опыт работы в кинопроизводстве, а позже способствовало ему, как режиссеру, развить свой уникальный визуальный стиль. Для каждого фильма Хичкок рисовал большое количество скетчей, эскизов, раскадровок и макетов. Для режиссера антураж никогда не являлся фоном повествования. Чаще он становился неотъемлемой частью сюжета, помогающей создать нужную атмосферу и психологический настрой.
Основанный на романе 1954 года D'Entre les Morts, фильм «Головокружение» рассказывает о бывшем детективе Скотти Фергюсоне (которого играет Джеймс Стюарт), ищущем неуловимую Мадлен Элстер (Ким Новак). Действие разворачивается в Сан-Франциско и его окрестностях. Положение главного героя усугубляется изнурительными приступами агорафобии.
Героиня фильма на фоне флористического салона Podesta Baldocchi florists. «Головокружение», 1958 год.
После выхода фильма «Головокружение» в 1958 году, издание The Los Angeles Times описало его как «частично триллер, частично панорама», имея в виду затянутые и буквально навязчивые долгие съемки городской панорамы. Хичкок выбирал локации для фильма еще до того, как сценарий был завершен. Режиссер понимал, что именно архитектура большого города сможет подчеркнуть атмосферу нестабильного, слабого, головокружительного состояния Скотти Фергюсона. К локациям, создающим нужный драматический эффект, в этом случае можно отнести Форт-Пойнт в нижней части моста Золотые Ворота, ресторан Ernie на Монтгомери-стрит и многие другие.
Детальное внимание режиссер проявлял и к интерьерам. Многие из них были сняты в павильонах Paramount Studios, но каждый был замысловато спланирован, подчеркивая характеры персонажей в сюжете. Впрочем, на фоне реальных интерьеров Хичкок снимал тоже. Например, первое знакомство главного героя фильма, Скотти, с героиней, Мадлен, происходит в плюшевой обстановке ресторана Ernie. Красные стены, обитые шелком, обрамляют женщину как объект желаний героя, отмечая начало его паранойи.
Ресторан Ernie и кабинет в Shipyard offices. «Головокружение», 1958 год.
Квартира-студия с видом на Рашен-Хилл становится по сценарию фильма безопасным убежищем для деморализованного Фергюсона, когда тот теряет над собой контроль, попадая на улицу. Пастельные желтые тона, кушетка Джорджа Нельсона и набор стульев от Гарри Бертойа подчеркивают настоящее, в котором живет главный герой, его хрупкое и нестабильное состояние, растущую одержимость, основанную на инцидентах, связанных с далеким прошлым.
Квартира Мидж. «Головокружение», 1958 год.
Роль архитектуры, как символа, развивалась и в дальнейших работах Хичкока, таких как «К северу через северо-запад». В этом фильме архитектурный модернизм превратился в кинематографический язык. По сюжету, представитель рекламной сферы Роджер Торнхилл (актер Кэри Грант) впутывается в сложную историю, связанную с похищением правительственных секретных данных. В этой ленте Альфред Хичкок использует сочетание реальных и воображаемых американских пейзажей, чтобы эффектно передать чувство тревоги главного персонажа, его неспособность полностью контролировать ситуацию. Фильм завершается перестрелкой на вершине мемориала Рашмор в Южной Дакоте.
Действие фильма начинается в Нью-Йорке, показывая несколько знаковых модернистских объектов, включая штаб-квартиру ООН, спроектированную Оскаром Нимейером. В то же время, современное здание Harrison & Abramovitz’s CIT Building на Мэдисон-авеню, построенное в 1957 году, представлено в картине как офисное здание рекламной компании Thornill. Гладкий черный гранит и фасад из нержавеющей стали были использованы режиссером для отражения часа пик в центре Манхэттена. Образ здания был отражен и в графическом дизайне, связанным с рекламной компанией фильма.
Фасад здания Harrison & Abramovitz’s CIT Building, ставший визуальной основой для графики, связанной с выходом «К северу через северо-запад». 1959 год.
Штаб-квартира ООН. «К северу через северо-запад», 1959 год.
Для создания резиденции главного злодея, Филиппа Вандамма, Хичкок поручил режиссеру-постановщику спроектировать декорации, подражающие архитектурному стилю Френка Ллойда Райта. Несмотря на реалистичную детализацию интерьеров и фасада, сам дом не был построен полностью, только отдельные, отснятые на пленку части. Бетонная консоль строения, конструкция утрированных размеров, виднеется высоко над горой, подчеркивает напряжение сюжета, особенно когда камера снимает его в умышленно угловатой перспективе.
Дом Вандамма. «К северу через северо-запад», 1959 год.
Что же касается других объектов, то здесь режиссеру пришлось заняться и подпольной съемкой в том числе. Закон запретил снимать в кино как интерьеры штаб-квартиры ООН, так и ее экстерьер. Тогда Альферд Хичкок решил воссоздать обстановку организации декоративным способом, а ее фасад и вовсе снял тайно. Через дорогу от здания стоял фургон, в котором находилась скрытая камера с длинным объективом, способная снять актеров, играющих на улице с реальной случайной публикой вокруг.
Штаб-квартира ООН. «К северу через северо-запад», 1959 год.
Режисер-постановщик фильма, Роберт Дж. Бойл, был номинирован на премию «Оскар» за работу над декорациями. Позже он сотрудничал с Хичкоком и при создании культового триллера «Птицы», где показана мрачная приморская атмосфера залива Бодега.
Следующим проектом режиссера стала лента «Психо». Фильм снят преимущественно крупным планом в небольших домашних и общественных пространствах, психологически сковывая актеров на экране и зрителей в зале.
Режиссерское мастерство Альфреда Хичкока раскрывается именно в таких деталях. В его фильмах может быть минимум диалогов, а напряжение строится путем постепенного раскрытия информации, деталей интерьеров, запутанными планировками, общей гнетущей атмосферой паранойи и помешательства.
Влияние творческого наследия Хичкока прослеживается и у других авторов на протяжении всей истории кино. Давящие пространства и пустые коридоры спустя десятилетия позаимствовал Стэнли Кубрик, в то время как Ридли Скотт, вдохновлялся дождливыми нуарными образами городов в фильмах Хичкока, создавая собственный Лос-Анджелес будущего для картины Bladerunner. Использование архитектуры, как выразительного средства кинематографии, ярко прослеживается в творчестве Кристофера Нолана («Начало») и Уэса Андерсона («Отель Гранд Будапешт»).
Локация из фильма «Головокружение». 1958 год.
Читайте также: «Большая маленькая ложь» или вся правда о домах, снятых в сериале.
-
Ищу идею Bay View – новий надсучасний кампус Google Технологічна компанія Google запросила студії Heatherwick studio та Bjarke Ingels Group розробити новий кампус Bay View та штаб-квартиру в Маунтін-В'ю, штат Каліфорнія. Дизайн перших індивідуальних офісних будівель Google повинен був фізично показувати характерний підхід компанії до роботи. Життєдіяльність кампусу відбувається завдяки самостійно генерованій електроенергії, а будівля серед інших відрізняється позитивним водопостачанням та найбільшою геотермальною установкою у Північній Америці.
-
Ищу идею Саморазрушение Абхазии на снимках британского фотографа Британский фотограф Джеймс Кервин решил рискнуть и в 2018 году отправился в путешествие по рушащимся курортам непризнанной Абхазии, дабы запечатлеть архитектуру абхазского «портала в никуда», т.е. территорию, где прошлое превратилось в труху, а будущего пока не намечается.
-
Конкурс «Садовый фотограф года»: звездная пыль, гномики-маки и люпины на рассвете
-
Музичні інструменти та їх прихована архітектура
-
«Східний експрес» повертається. Автори інтер'єрів Dimorestudio
-
Ищу идею Anonymous Women: фотопроєкт невиразних, проте яскравих жінок Щодень фотографи з усього світу шукають нові способи розповісти унікальні візуальні історії або зловити в кадр те, чого інші не помічають. Фотографиня Петті Керролл вже багато років досліджує американську культуру, тему будинку та місця жінки в ньому. З новими світлинами з серії «Anonymous Women» («Анонімні жінки»), яку жінка постійно поповнює, ми хочемо сьогодні вас познайомити.
-
Історія будинку з картини «Американська готика»
-
Comedy Wildlife Photography Awards: самые смешные животные 2021 года
-
Ремонт доріг золотом. Ленд арт від Вахана Авакяна