На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе
Vlad Goldakovskiy
Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.
Влад: Я разговариваю с рестораторами и отельерами о дизайне. Мне интересна психология человека, который создает объекты. Я знаю, что хорошо получается, только когда есть синергия с заказчиком. Сошлись и получилось. Вижу в этом большую образовательную миссию — дать возможность донести свою позицию о дизайне и о работе инвестора с архитектором. И у меня есть первый вопрос: что привело вас в этот бизнес?
Дмитрий:
Тяжело говорить про еду и про рестораны как про бизнес, в сравнении с нефтью и газом, например. Я бы назвал это ремеслом. Это более точное слово. У меня была мечта, как и у многих молодых рестораторов: создать заведение, куда можно было бы приглашать друзей, готовить, встречаться, что-то там зарабатывать. Я сталкиваюсь с тем, что процентов 80 людей, которые входят в этот бизнес так и начинают. Именно с такой мечты. Моё хобби с ранних лет — готовка еды. Благодаря бабушке, которая привила мне любовь к готовке и выращиванию всего этого на даче на Голубом озере, тут под Киевом. Со временем, начал себя ловить на мысли, что в гости зову друзей специально, чтобы получить порцию тщеславия от того, что им понравится моя еда. Так, в 2009 году решил открыть первое заведение, после кризиса, когда все остальные бизнесы, которыми занимался “накрылись медным тазом”.
Влад: А чем вы раньше занимались?
Дмитрий:
Я всю жизнь занимался брендингом и рекламой. Есть даже стереотип такой: «Борисов — маркетолог».
Влад: У меня такого стереотипа нет. Я как раз всегда воспринимал вас как повара. Думал, что вы повар.
Дмитрий:
Это хорошо. Это значит, что десять лет работы не прошли даром. Изначально, я занимался маркетингом, потом немного занимался ремонтом и продажей квартир И домов.
Влад: То есть вы понимаете в стройке?
Дмитрий:
Да, конечно понимаю. Потом открыл «Барсук» — первое свое заведение. Открыл в районе, в котором вырос. И понял, что нашел себя. Что это моё. Сделал такой ободранный интерьер с открытой кухней. Сейчас украинцы называют это лофтом. Из какого-то паркета сварганил столы. Стулья и посуду из дому принес.
Влад: На каком этапе вы поняли, что необходимо работать с архитекторами?
Дмитрий:
С самого начала. Это был такой творческий тандем. Я уверен, что в этом бизнесе возможно работать только так: когда дизайнер и ресторатор вместе создают синергетический продукт. Но за эти годы, к своему удивлению, я заметил, что 90% проектов в сфере общепита создается дизайнерами и архитекторами что называется “с нуля”. Как правило, люди с деньгами, которые хотят открыть ресторан или кафе, ничего не понимают в том, как это делается и даже не знают, чего они хотят. И оказывается, что архитекторы и дизайнеры в Украине — это почти рестораторы. Они придумывают концепцию заведения, что там будет за еда. Приводят своих друзей шеф-поваров. Я в этом смысле считаю, что каждый должен заниматься своим делом и только на нем фокусироваться. Мне очень помогали Кирилл Ельчиц и Паша Пекер. Я, можно сказать, стоял тогда у истоков их молодого бюро. И «Барсук», и «Канапа», и «Охота на овец» — это был творческий тандем, где я — владелец и главный концептолог, а архитекторы и дизайнеры — мои партнеры в вопросах дизайна, инженерии, декора. И если уже говорить о том, кто сверху, — сверху, конечно же, должен быть я. Я считаю, что так должно быть в бизнесе. Должен быть локомотив, идеолог. И это, как правило, — собственник.
Влад: Вы еще с Юдиными работали. С Олегом Волосовским. Со Славой Балбеком.
Дима:
Да. Со временем я, наверное, по ощущениям вырос до мысли, что могу позволить себе “О-боже-десятки-и-сотни-тысяч-долларов-за-квадратный-метр-дизайн-интерьера”. До этого момента я такого позволить себе не мог.
С Юдиными я начал работать параллельно. Они нам сейчас очень помогают. Вместе с ними делаем много консалтинговых проектов. А познакомились мы на телеке, в программе «На ножах». Мы, конечно, вместе с ними прошли и огонь, и воду, и медные трубы. Полная переделка интерьера за 36 часов — это та еще задача. Они — молодцы. Хорошо иметь таких специалистов в команде, когда в сжатые сроки можно сделать классно и бюджетно. Кстати, «Канапку» мы так и сделали. Дальше Слава Балбек нам делал переделку ресторана «Токио», который мы взяли в аренду. Сделали там «Ронин». Параллельно Олег Волосовский делал нам «Останню Барикаду».
Влад: Каким образом вы определяете, что в этот момент вы будете работать именно с этим архитектором?
Дмитрий:
Скажу тебе честно, сейчас у дизайнеров звездное время. И я бы хотел со всеми поработать. Это мы периодически обсуждаем. Но многие загружены. Поэтому так: вначале мы списываемся с ребятами, у кого совпадают графики и видение — с тем и начинаем работу. Тут дело вовсе не в стилистике. Как правило, сейчас график и цена — это главные критерии.
Влад: Каковой должна быть цена на ваш взгляд?
Дмитрий:
Я считаю, это должна быть фиксированная история. Я как ресторатор, как человек, который системно и много строит, считаю, что фиксированная цена за проектирование ресторана — это самый правильный путь. Потому что сейчас у меня работа отлажена. Я четко ставлю задачи, и планирую развитие событий. Это прогнозируемая перспектива. Как правило, от 3-х до 6-ти месяцев длится реализация проекта (проектирование и строительство). Соответственно, можно планировать какие-то цифры на проектные работы. Проектирование же в свою очередь зависит от четкости задач. Мы — системные игроки и четко понимаем, чего хотим. Нам не нужно делать по 6 вариантов дизайна. Поэтому, я считаю, что цена за дизайн должна быть фиксированной.
Влад: На рынке, вы имеете в виду, или у вас?
Дмитрий:
Да, фиксированная цена, которую мы готовы платить, и платить достаточно в большом количестве.
Влад: И какая это цена?
Дмитрий:
От 20 — 30 тысяч евро за все.
В л ад: Это о каком метраже заведения идет речь?
Дмитрий:
Не имеет значения. Можем подразумевать какой-то фиксированный метраж. Например, от 50 до 500 квадратов.
Влад: Но почему? Ведь может быть маленькое заведение, скажем, 20 кв.м. и большое на 1000. В таком случае вам не выгодно так работать.
Дмитрий:
В том то и дело. Я готов заплатить 100 долларов за м2 в случае с таким маленьким метражом, если сделают прорывной мега дизайн. Помещение 20 кв.м. — это наш «Білий Налив». Взял помещение, например, уже готовое, которое уже было общепитом. Его переделка мне обойдется в какие-то копейки, поэтому я готов заплатить хорошую цену за дизайн, который может создать крутую атмосферу.
Влад: Интересно. Но ведь глубина проработки решений может быть разной. Вот, к примеру, взять место в котором мы сейчас сидим — Chiken Kyiv. Тут огромное количество деталей, все разработано индивидуально — светильники, мебель. А вы говорите: давайте за это заплатим 20 тысяч и за какой-то лофт в 50 квадратов также заплатим 20 тысяч.
Дмитрий:
Ну вот тут пошла коса на камень. Не надо творческую составляющую накладывать на коммерческую парадигму. Я говорю: есть рынок, есть объем.
Влад: Так это не выгодно в первую очередь вам.
Дмитрий:
Мне выгодно. В рамках системной работы я планирую бюджет и четко понимаю свою затратную часть. Мы за последний год открыли 7 концептуальных историй, которые в добавок масштабируются. Исходя из моей практики — это так. Это нормальные деньги, которые можно закладывать в бюджеты и рассчитывать на то, что архитектор не будет брать откаты. А то бывает мало берут за свои услуги, но потом много зарабатывают на откатах, либо много берут за свои услуги и снова много зарабатывают на откатах. Я считаю, что прозрачность и взаимные гарантии — это правильный путь.
Влад: Откаты можно легко контролировать, если у вас есть в команде люди, которые занимаются тендерами и в целом организацией закупок и строительным процессом.
Дмитрий:
У нас есть такая команда. Но у нас такая динамика, что не успеешь за всем углядеть. Мы строим свои взаимоотношения на доверительной основе.
Влад: Я много лет проработал с Виктором Юшковским, и у него все процессы отлажены. Это касается и строительства, и организации закупок. Это позволяет экономить и следить за качеством, сроками.
Дмитрий:
Мы стараемся отладить все это тоже. Просто, доверительные отношения и прозрачность в отношениях — это для нас приоритет.
Влад: Какие у вас средние инвестиции на заведение?
Дмитрий:
От 1000 долларов до 2000 за м2 на проект. Это включает в себя все.
Влад: Это в формате заведения casual?
Дмитрий:
Да, сейчас это наше главное направление. За 8 лет своей работы я покончил с амбициями в premium сегменте. Сейчас мне интересен сегмент fast casual. Большой сегмент. Масс-маркет. Он ключевой для страны. Это те 80% людей, которые все еще едят дома и думают, что кафе, бары и рестораны — это дорого. Все рестораторы сейчас толкутся на premium рынке размером в 20% людей, а мне интересны остальные 80%. «Білий Налив», Бар «Мушля», ППШ — наш демократичный fast casual. Я вытягиваю людей из дому, даю им деликатесный продукт, ощущение праздника, так же как они это видели в кино, когда простые люди во Франции, Италии, Испании делают это ежедневно.
Влад: Насколько глубоко вы входите в стройку? Проектирование, общий образ, маркетинговая стратегия, дизайн, детали — это ваше, я правильно понимаю?
Дмитрий:
Сейчас посещаю только ключевые встречи.
Влад: У вас есть команда для ведения строек?
Дмит рий:
Да, Наташа Игнатюк — наш стартап директор.
Влад: Вы согласовываете эскизный проект? Рабочая документация передается в ее отдел?
Дмитрий:
Да, обычно у нас несколько постановочных встреч. Первая, где я говорю про ключевые технологические точки: расстановка оборудования, потоки. Потом по дизайну: концептуальное видение. Тут, как правило, рассказываю какую-то историю из детства.
Влад: У вас нарратив какой-то должен быть в проектах?
Дмитрий:
Да, конечно. Всегда это глубокая история из моей жизни. Круто, когда ты можешь выразить их в своей работе. Так было и с Chiken Kyiv. Я прихожу к Олегу и говорю: помнишь, была лакированная шведская стенка? А помнишь в «Бриллиантовой руке» был скандинавский дизайн в интерьере? Делаем!
Влад: Согласитесь, что такое, кроме Волосовского, вряд ли кто-то смог бы сделать. Олег много лет занимался сценографией. У каждого архитектора свой стиль.
Дмитрий:
Да, конечно. Также мы подходили и в работе над «Останней Барикадой». Ее идея родилась у меня еще во времена первого Майдана. Еще в студенческие годы. Только после последней революции эта идея могла быть реализована. Гражданское общество могло зародиться. Этот гештальт мог быть закрыт.
Влад: Ну и в целом гештальт с украинской высокой кухней не закрыт до сих пор.
Дмитрий:
Да он вообще не закрыт. Итальянцы в Италии едят итальянскую еду. Французы во Франции идут только во французский ресторан. Та же история с испанцами. Мы в Украине хотим суши, хинкали и кальян сверху.
Олег нам очень помог в «Останней Барикаде», внедрил много инноваций. Помог с раздвижной барной стойкой. Это особенно важно в периоды, как я говорю, “тонкого льда”. Вспомни! Мы открываем «ОБ» на Майдане, сразу после Майдана. Это было очень ответственное время и место. Конечно, это можно было делать только с таким профессионалом как Олег. Чтобы ни к чему нельзя было придраться.
Фрагменты ограждений, музей трех революций, металлические руки — отсылка на оккупацию Советским Союзом. Это такая фундаментальная работа, которая должна иметь кристальную репутацию и реализацию, чтобы ни у кого вопросов не возникало.
Давай еще расскажу опыт «Ватры». Это было почти полностью готовое пространство, с внутренней организацией. Фундаментально мы не могли ничего делать. Я решил пригласить Сергея Петрова — Bob Busset, так как у меня в коллекции было несколько его масок. Мы сейчас являемся, наверное, главными владельцами такого большого количества его масок. Эти маски — это реально произведения искусства. Мы пошли от такого карпатского Твин Пикса. С красной комнатой. Мне показалось, что через философию техно романтизма Сергея (из его идеи) мы смогли раскрыть идею заведения. Дизайнером по сути в этом случае был я, а Сергей как партнер-художник. В этой синергии и родилось заведение.
Влад: Сколько живет за ведение?
Дмитрий:
Бессрочно. «Барсук», к примеру, мы не могли себе позволить закрыть на текущий ремонт в течение девяти лет. Впервые мы закрылись на пять дней. Это уже было для любителей европейских запыленных тратторий. Наша аудитория любит более ухоженные заведения. У нас уже есть 3 штатных архитектора в команде, которые помогают нам оперативно решать такие задачи.
Влад: Вы идете к укрупнению команды и архитекторам ин хаус?
Дмитрий:
Уже пришли.
Влад: Чем берете клиентов?
Дмитрий:
Продукт — это основа. Конечно, хочется иногда поддаться на мнение о том, что все решает маркетинг, но нет. Продукт, в том числе цена, и скорость выдачи. В основе — всегда еда. Гостей не обманешь. Если проблемы с едой, ты не сможешь это ничем компенсировать. Я много видел проектов, которые закрылись по этой причине.
Влад: Какие, например?
Дмитрий:
Например, проект «Собака Съела Голубя». Мы переделывали это заведение после закрытия. Там хороший дизайн, но всю логику обслуживания, посадки, технологии мне пришлось переделать. Огромная барная стойка с кофе «ту гоу» по 3 евро за чашку, которого покупали 5 чашек в день. Это все не работало.
Влад: От чего зависит тип посадки в ваших заведениях?
Дмитрий:
Мы ориентируемся на семейную аудиторию и посадку всегда планируем исходя из этого. Я имею в виду casual и premium формат ресторана. До шести посадок, потому что в среднем у нас семья 3-4 человека приходит. Fast casual — по другому, конечно. Там главное максимальное количество гостей пропустить за единицу времени. Чтобы обеспечить гостей невероятным продуктом за единицу времени.
Влад: Что бы вы хотели посоветовать молодым дизайнерам?
Дмитрий:
У нас есть много талантливых ребят, которые медийно нигде не представлены. Им не стоит бояться. Сейчас бум строительства ресторанов и это еще будет продолжаться 10-15 лет. У нас GAP для роста — это 80% населения Украины. Сейчас в рестораны ходят 20% жителей страны. А в Европе — все наоборот. Мы будем вытягивать из дому украинцев и показывать, что альтернатива дому есть. Мы будем угощать их устрицами по 1 евро.
Читайте также: На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Михаил Бейлин о дизайне ресторанов.
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Інтерв'ю -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Інтерв'ю -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Інтерв'ю - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
-
Паола Навоне: 7 мыслей о работе, успехе и кулинарии
Інтерв'ю