Леонид Круковский: «Если ты болеешь одной темой, веришь в свое дело и у тебя горят глаза, значит – ты счастливый человек»
Анастасия Белогривцева
С архитектором Леонидом Круковским редакция his.ua знакома давно. Интерьеры бюро KVARTAL, которое возглавляет Лёня, были одними из первых в нашем журнале. Одним из первых и Лёня начал приобретать украинскую предметку на his.ua/shop для комплектации своих проектов. Несмотря на такие дружеские отношения, виделись мы крайне редко, так как Леонид живет и работает в Одессе. Чтобы встретиться в необремененной работой и суетой обстановке, мы приехали к Лёне в гости. О чем говорили за ужином – в нашем сегодняшнем интервью.
Дом архитектора всегда любопытно разглядывать, равно как гардероб и туалеты модельера либо библиотеку писателя. На снимках мы не раз видели апартаменты, где проживает успешный архитектор с супругой Ниной и дочерью Ритой. Но за вечер, проведенный вместе, восприятие этого места изменилось кардинально. Удивил и Лёня. Это был не серьезный руководитель архитектурного бюро, к которому порой мы обращаемся за профессиональным комментарием либо обсуждаем план перепланировки очередного объекта для публикации. Перед нами открылась новая личность: заботливый супруг, любящий папа, замечательный повар, одним словом – семьянин. Наша беседа за ужином длилась до полуночи, говорили абсолютно обо всем (разве что не вспомнили Илона Маска), не обошлось и без профессиональных тем.
HIS: Перед тем как идти к вам хотели заглянуть на «Рынок городской еды». Там такой ажиотаж — чтобы присесть за столик, надо было ждать. Решили не терять время, направились сразу к вам.
Леонид:
Заведения сети Купера пользуются большой популярностью как у одесситов, так и у гостей города. Да и тандем Купера с Балбеком мне очень нравится. Купер – продвинутый парень, и это замечательно, что он привлекает Славу для реализации своих объектов. В Одессе есть молодые и талантливые архитекторы, но нам ничуть не ревностно, что многочисленные проекты выполняют киевляне.
HIS: Кого сейчас ты имеешь ввиду?
Нина:
Например, Жанну Киселеву. Она очень перспективная, социально активная, и многие украинцы хорошо знают ее реализованные проекты. Это и Лера Лазарева. Она известна как профессиональный фотограф, но помимо этого серьезно увлечена архитектурой. Нам очень нравится то, что делает Игорь Полищук. Почти все молодые и перспективные одесские архитекторы прошли большую школу, работая в студиях Леонова, Беликова, четы Ексаревых, Беленко.
Леонид:
Рынок общественных объектов в Киеве, где живет 5 миллионов, гораздо больше. Это все понимают. Там спрос на такие объекты выше, и соответственно требования к ним. Больше и возможностей, с которыми хотят и могут иметь дело молодые и перспективные. В свое время «взрыв» в Одессе сделал Денис Беленко. Я по-настоящему восхищаюсь этим человеком, так как он, как настоящий ремесленник, понимал и понимает свое дело, он чувствует пропорции, разбирается в материалах. Плюс все и всегда он делал «под ключ». Вскоре появился Купер, профессиональный маркетолог, которому собственноручно удалось создать общественное мнение вокруг своих ресторанов. Усилил качество его «продукта» Слава Балбек. А все потому что они поняли друг друга. Как в идеале должен понимать дизайнер заказчика и наоборот. Они, по сути, говорят на одном языке. И дизайн Славы как можно лучше передает то, что хочет создать Купер. Я горжусь, что живу в одном городе с ним. Балбек же делает гениальные вещи из простых материалов. И зачем тут ревновать? Кого к чему? Чему завидовать? И если уж мы заговорили об архитекторах из других украинских городов, меня восхищают работы Олега Дроздова. Я считаю его гениальным архитектором.
HIS: А в твоей семье были архитекторы? Почему ты выбрал для себя именно эту профессию?
Леонид:
Родом я из Кишенева. Представь, ты живешь в Кишеневе (улыбается, – ред). В районе, который отчасти напоминает киевскую Троещину. У тебя дружный, полный ребятни двор, вы вместе растете, учитесь кататься на велосипедах, едите зеленые абрикосы. И тут приходят 90-е. Точнее наступают те условия, когда твоего товарища сажают в тюрьму за то, что он стал соучастником какого-то «дела». Кто-то, не в состоянии противостоять всему, начинает заглядывать в стакан. Кто-то подсаживается на наркотики. Мне чудом удалось обойти всю эту «систему». Внимание от всего дурного отвлекает подаренная родителями собака. Вместе с отцом я начинаю увлекаться фотографией. В какой-то момент я понял, что не вижу своего будущего там. Я не чувствую себя в этом городе. И я принимаю решение уехать поступать в Одессу. Папа, по образованию архитектор, и мама, несмотря на свои переживания, поддержали меня. Возможно, на мой выбор повлияли друзья отца – художники и архитекторы, с которыми я тогда проводил немало времени. Мне удается успешно сдать экзамены, и я с первого раза поступаю в ОГАСА. Спустя какое-то время я наведался к ним на зимние каникулы и предложил уехать в Украину со мной. И они согласились. Папа стал работать со мной в компании, и кое-чему мне даже пришлось его учить.
HIS: А когда ты создал KVARTAL? С чего началась история уже твоей компании?
Леонид:
Я выиграл тендер на создание интерьера для торгово-выставочного комплекса на Среднефонтанской. Тогда я работал в архитектурной компании, но решил уйти и заниматься архитектурой самостоятельно. Работать я начал еще на втором курсе, а первый объект как самостоятельный архитектор реализовал уже в 2003-м. И с интерьера торгово-выставочного комплекса все, собственно, и началось. KVARTAL родился чуть больше 10-ти лет тому назад. За этот период мы прошли все, так как не имеем узкой специализации и всегда старались сделать так, чтобы и мы, и все заказчики остались довольными. KVARTAL сегодня – это та компания, которая может без проблем спроектировать и реализовать все задуманное клиентом. Я объединил под одной крышей архитекторов, дизайнеров, конструкторов, прорабов. У каждого дизайна есть своя цена. И цена эта зависит и от пройденного этапа, и от моего опыта, и от талантов и умений всех моих сотрудников. Молодые практикующие дизайнеры – уже молодцы, в наше непростое время они умеют донести до заказчика, что смогут распорядиться его бюджетом грамотно, сделав при этом хороший дизайн.
HIS: Часто ли заказчики влияли на тебя? Пытаются ли они изменить предложенную тобой концепцию?
Леонид:
Тяжелый вопрос. Тут все зависит от личностных качеств и доверия. Иногда человек не знает, чего хочет. А иногда не готов тебе довериться. В таких ситуациях неопределенности клиента мы отказываемся от проекта. Фишка заключается в том, что ты не сразу понимаешь, что нужно прощаться. Поначалу всех все устраивает, а потом внутренняя неопределенность человека начинает влиять на твои идеи и разработки. И четкое понимание приходит уже во время творческого процесса. Сегодня заказчик может позволить себе вносить правки в архитектурный проект, когда на участке уже работают строители. К тому же, 70 процентов того, что мы делаем, мы не имеем права снимать и показывать. Это остается в нашем рабочем портфолио.
HIS: А если совместная работа прошла успешно, бывает ли так, что благодарный заказчик становится вам другом?
Нина:
Да, такое случается часто. Буквально неделю назад мы провели замечательные выходные с нашим заказчиком из Минска.
HIS: Ваша архитектурная семья родилась в институте?
Нина:
Мы учились вместе, но во время учебы почти не пересекались. Лёня жил в общежитии, а я – коренная одесситка. Мы лишь изредка пересекались на каких-то вечеринках академии. Познакомились на последних курсах. Сейчас очень смешно вспоминать, но первая наша встреча была деловой. На 6-м курсе учебы я пришла устраиваться к Лёне на работу в KVARTAL. Но моя попытка была безуспешной.
HIS: Леня, почему ты не взял свою будущую супругу к себе на работу?
Леонид:
Ты знаешь, тогда Нина показалась мне какой-то несерьезной. Возможно, неответственной. Это сейчас я понимаю, что подумал не то. Подумал не так. Но я очень благодарен нашей второй встрече. Это был хороший субботний день. Мы отдыхали с друзьями на Дерибасовской, и тут я увидел ее. Моя компания сидела на террасе, а она со своими друзьями выходила из этого же заведения. И тут меня осенило. Нет, я не взял ее сразу же на работу. Но у нас завязались совершенно другие отношения. Да, мы пытались работать вместе, но у нас это не так уж хорошо получается.
HIS: Но мы же публиковали проект, где вы были соавторами.
Нина:
Да, однажды над одним из интерьеров мы работали вместе. Это был мой последний (перед рождением Риты) проект. Снимал его, кстати, мой одногруппник. Мы проектировали интерьер для наших друзей. Это сегодня мы дружим семьями, а тогда я беременная лежала в одной палате с девушкой, муж которой был обременен ремонтом и искал архитектора.
Леонид:
Да, тогда я взялся за этот проект. Это была реконструкция дома с полной перепланировкой. До идеального состояния (со всем декором и проработкой деталей) интерьер довела Нина. У нее это очень хорошо получается.
Нина:
К тому же уровень доверия этих заказчиков был настолько высок, что они просили нашей помощи при выборе постельного белья, скатертей и даже столовых приборов.
HIS: Как вы находите своих клиентов? Какими инструментами пользуетесь, чтобы привлечь внимание потенциальных заказчиков?
Леонид:
Самый крутой канал – это сарафанное радио. Да, конечно, у нас есть реклама в соцсетях, этим у нас занимается отдельный менеджер. Но я далек от всего этого. Я знаю, как построить дом, где взять бетон, какими должны быть арматура и проводка, какую лучше выбрать люстру. Но как происходит и работает химия маркетинга, я вообще не понимаю. Знаю точно, если на кону серьезный контракт, тебе не предложат его в интернете. Подобная реклама работает лишь для узнаваемости.
В нашу беседу вливается только вошедшая на террасу Рита. Длинноволосая милая девчонка, лицо и руки которой были немного измазаны краской, к столу поднесла рисунок. Благодаря ее объяснению мы поняли, что на бумаге изображен не просто цветок, а Роза – друг Маленького принца Экзюпери.
HIS: А кто из вас пишет картины?
Леонид:
Никто! (улыбается, – ред.). Только Рита. Иногда я рисую скетчи, делаю эскизные наброски. Но пишет красками в нашей семье только Рита.
HIS: Интересно узнать о ваших увлечениях.
Леонид:
Я обожаю «делать базары». Ранним утром выходного дня ходить на рынок и выбирать свежие продукты. Люблю готовить. Люблю собирать в доме гостей, сервировать для них стол. Зимой мы располагаемся в гостиной у камина и слушаем винил, летом, как сейчас, сидим на террасе.
Нина:
Лёне пришлось это все полюбить, так как со всем я не справлялась, когда была в декрете. И в процессе ему весь этот быт понравился. А еще мы любим все вместе смотреть мультики, и получаем от этого большое удовольствие.
HIS: А где вы отдыхаете?
Леонид:
Я люблю отдыхать там, где нет людей. Самое крутое место – это Кинбурнская коса. Небо, море, лиман, и никого вокруг. Однажды эти 80 километров (40 туда и 40 обратно) суши мы с друзьями решили пройти пешком. Но подготовились к походу плохо, начался ураган. У нас полное непонимание пространства, пошел град, закончилась вода. В таких условиях мы провели трое суток. Не могу этот поход назвать отдыхом, но воспоминания остались незабываемые. Однажды мы прошли пешком Тендру от Железного порта. Из любимых путешествий с Ниной – наши итальянские каникулы. Среди лета мы полетели в Милан, затем на поезде махнули во Флоренцию, и совершенно случайно в интернете Нина нашла виллу, в которой когда-то жили Медичи.
Нина:
Эта вилла называлась «Диана». Там была своя часовня, огромные палисадники винограда и винодельня. В большом старом доме с огромным садом восстановили производство вина и в аренду сдавали всего лишь два номера.
Леонид:
Там было очень много вина, и не было людей. Рим, Флоренция, Милан не смогли повлиять на меня так, как это сделала глухая итальянская деревушка. Затем по плану этого путешествия у нас была Корсика. Туда на пароходе мы добрались с Леворно. На острове нас ждали наши друзья. Они сняли большую виллу на горе с бассейном. Там мы пробыли дня четыре. Потом в нашем маршруте был Марсель. Но вы понимаете… (задумчиво, – ред) Когда в Одессе приходишь к тете Вале за свежей рыбой, это ни с чем не сравнится. Ведь хорошо там, где тебя любят, где есть твои друзья, где ты чувствуешь, что ты нужен. И это я вам говорю как иммигрант.
На этой ноте наш разговор прервался, на террасу вошла Рита, в новом нарядном платье и с десертами в руках. Фрукты и ягоды следом за дочерью несла Нина. Беседа становилась все слаще и откровенней.
Леонид:
Я очень ждал рождения дочери и присутствовал на родах жены. Рита – настоящая львица. Об этом говорит не только знак ее зодиака, но и качества характера и повадки, несмотря на столь юный возраст. Уже сейчас она говорит, что хочет быть художницей, но для меня главное – чтобы она была счастлива. Если ты болеешь одной темой, веришь в свое дело, у тебя горят глаза, ты готов платить цену своим временем и получаешь от этого удовольствие – ты уже счастливый человек.
HIS: Если бы у тебя была возможность, чтобы ты изменил в нашем мире?
Леонид:
Вы знаете, одно время я пытался менять все. Абсолютно все, что находилось вокруг меня. Меня многое не устраивало. Но потом я пришел к мысли, что все это – часть какого-то определенного механизма, что в этой Вселенной есть место всему, и хорошему, и плохому. И если не будет «этих», не будет ясно, почему мы их ненавидим. Если не будет «тех», никто не поймет, почему мы их любим. И в итоге ты приходишь к мнению, что мир сложен так, как ему надобно. Это один продукт, одно целое. Возможно, я мог бы что-то изменить в дизайне, но и он сформирован так, как и весь мир. Мы не стоим на месте, прогресс движется, а в мире, каким бы он не был, есть баланс. Поэтому, чтобы соблюсти баланс нашего сегодняшнего вечера, я предлагаю всем нам спуститься в гостиную и прослушать несколько винилов.
Этот вечер закончился на очень мелодичной ноте. Мы пили вино и слушали джаз Майлса Дэвиса. Уверенны, что эта встреча не была последней, и мы будем рады принять Леонида и Нину у себя в гостях. Ну а пока ждем от KVARTAL новых реализованных проектов для дальнейших публикаций в нашем журнале.
Фото: Евгений Карев.
Читайте также: Иван Юнаков: «Пока я сам себя не раскритикую, я не успокоюсь».
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Інтерв'ю -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Інтерв'ю -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Інтерв'ю - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.