Елена Фатеева: «Все не случайно»
Анастасия Белогривцева
Дизайнер интерьера задумывается не только о том, какие краски использовать в своих проектах. Или о том, какими в нем будут мебель и декор. Настоящий профессионал смотрит шире. Мы встретились с Еленой Фатеевой в недавно реализованном ею проекте и расспросили, что важно в работе творческой мастерской Fateeva Design.
HIS: Мы общаемся не первый раз, но первый раз встречаемся в этом интерьере. Расскажи о нем.
Елена Фатеева:
Этот интерьер, получивший название «Бордо», для меня очень сложная и одновременно легкая история. Я проектировала его для близкого человека, и поэтому мне был дан карт-бланш. Для художника это оптимальные рабочие условия, ведь ты можешь делать все, что считаешь нужным. Правда, если принимаешь такой сценарий, одновременно чувствуешь и огромную ответственность за свои решения, часто не согласованные с заказчиком. Но, как бы там ни было, я с большой радостью берусь за интерьеры, где мне предоставляют неограниченную свободу. Впоследствии именно такие проекты получаются интересными, ведь они индивидуальны и соответствуют потребностям, вкусам, интересам и жизни конкретного заказчика. И еще один парадоксальный, на мой взгляд, аспект: минимально влияя на процесс, заказчик в результате получает максимально отражающий его самого и интерьер. «Бордо» – один из них. Его эскиз был готов еще в 2016 году, но в связи с определенными обстоятельствами процесс реализации отложили более чем на год.
HIS: Можно ли сказать, что здесь реализованы какие-то уникальные решения, необычные идеи?
Елена:
В этом интерьере реализовано все, что я задумала. Точно с такой же планировкой «от застройщика» я уже работала несколько лет назад (проект «Код Зеленый»). Совершенно по-разному выстроить одно и то же пространство для разных клиентов – это очень интересный опыт. Я приняла вызов и в результате создала абсолютно не похожие проекты с кардинально разными планировками, бюджетами и атмосферой.
HIS: Чем этот проект запомнился тебе больше всего?
Елена:
Свободой, смелостью и цветом.
HIS: Если проследить твои работы, замечаешь, как в них постепенно расширяется цветовая палитра. Не боялась ли ты использовать насыщенные цвета?
Елена:
Смелость, эксперимент и цвет появляются в проектах большинства талантливых дизайнеров с накоплением опыта. Для меня дизайн – это не только профессия, а прежде всего образ жизни. Я так живу. И жизнь для меня прекрасна во всем многообразии проявлений, в том числе и неограниченной цветовой палитре. Мне нравится наблюдать яркие краски и необычные сочетания в природе, а потом привносить их в свои работы. Цвет – это жизнь.
HIS: Ты часто говоришь, что цвет в интерьере появляется не случайно. Всегда есть какое-то объяснение.
Елена:
В моих интерьерах ничего не появляется случайно. Все пространства, которые я создаю, наполнены смыслом. В них продумана каждая деталь и любая мелочь имеет значение. Цвет – один из важнейших элементов интерьера и его присутствие, конечно же, всегда можно объяснить. Как он появляется в интерьере – это отдельный разговор.
HIS: Какие интерьеры можно назвать комфортными?
Елена:
Если говорить о частном интерьере – комфортно жить в пространстве, которое создано для тебя. Личный интерьер это, как дорогой костюм, пошитый по твоей фигуре. Интерьер «Бордо» создан по лекалам заказчика и полностью отображает его образ и стиль жизни.
HIS: Расскажи о комфорте в целом. Что для тебя комфортное пространство?
Елена:
Постсоветский период – это полное отсутствие понимания комфорта. Ценность жизни и ее качество – категории, которые только начали проявляться в нашем обществе. Мы очень бедны в своем восприятии многообразия возможностей, которые предоставляет нам жизнь. Мы росли в пространствах без намека на преемственность поколений, в которых чаще всего отсутствовали произведения искусства, технологичные и удобные решения. Все это только начинает появляться в нашей жизни, и лишь сейчас мы начинаем учиться жить удобно и красиво. А чтобы создавать комфортные интерьеры, нужно понимать, что они собой представляют, из чего состоят. Мне повезло. У меня был опыт жизни в других странах, где я могла изучить и проверить на себе разные степени комфорта. Когда появляется опыт пережитых тобой лично ощущений, ты создаешь более глубокие и наполненные интерьеры. Какие-то решения, конечно, можно объяснить и прописать в учебниках по дизайну. Но все же главные принципы комфортного интерьера зависят от тонкости восприятия дизайнером всех обстоятельств. Словами это передать невозможно.
HIS: На чем строится комфорт, если говорить о проектах с другой функциональной нагрузкой: отелях, ресторанах, кафе?
Елена:
Каждое пространство имеет свою функцию и как показывает практика, если проект ей соответствует, он будет удобен и красив. Общественные помещения – это всегда усредненный образ предполагаемого клиента. Учитываются нюансы, удобные большинству людей данной целевой аудитории. Но зачастую в отелях и ресторанах наш комфорт нарушают неудачные планировочные решения и лишние детали. Я всегда шучу: не можешь привнести или создать удобные вещи, тогда хотя бы убери неудобные. Твоя жизнь качественно улучшится!
HIS: Что помимо профессиональных навыков сказывается на работе архитекторов и дизайнеров?
Елена:
Я убеждена, что дизайнер и архитектор, который вырос и находится в визуально убогой среде, не путешествует, не экспериментирует – не создаст ничего значимого и новаторского. Он так и будет рисовать люстру по центру комнаты. Чем богаче мир вокруг нас, чем глубже твой внутренний мир, тем шире и объемнее будут твои работы.
HIS: А каково влияние внешней среды?
Елена:
Я думаю, что мы все связаны между собой, с окружающим миром и природой гораздо больше, чем многие из нас могут представить. Хотим мы того или нет, осознаем ли и признаем ли, но мир и наше окружение воздействуют на нас ежесекундно. Я очень хочу, чтобы дом каждого из нас стал комфортнее, чтобы Киев перестал быть задымленным и токсичным городом, вернул себе статус самого зеленого мегаполиса Европы. А в будущем стал самым зеленым во всем мире. Конечно, на нас влияет экономическая и военная ситуация в стране и мире, но прежде всего на нас влияет отсутствие элементарного комфорта в собственной квартире. Я думаю, что мы должны начать осознано создавать комфортную жизнь в своем доме, в своем дворе, городе, стране и менять в лучшую сторону то, что зависит от каждого из нас.
HIS: Это вообще возможно, учитывая, что тот же Киев превратился в столицу безвкусных небоскребов?
Елена:
Для меня это очень больная тема. Если ты человек насмотренный и твои источники вдохновения – лучшие мировые образцы архитектуры, если ты имеешь опыт жизни в благополучных странах, твоя профессия дизайнер или архитектор, ты знаешь, какими будут последствия сегодняшнего разрушения Киева хаотичной застройкой, нарушающей все нормативы. Тебя охватывает ужас! Мне кажется, нам всем нужно остановиться, посмотреть вокруг и задуматься, что мы можем сделать сегодня, чтобы у нас был шанс жить здоровой и счастливой жизнью в родном городе. Ведь если уничтожение деревьев и водоемов не прекратится, не остановится процесс катастрофической застройки, у нас не останется на счастливую жизнь никаких шансов.
HIS: Чем наша среда для жизни принципиально отличается от иностранной?
Елена:
Смотря какой иностранной. Я люблю жить в разных странах. Не путешествовать, а именно жить. Приезжаешь в новое для себя пространство, начинаешь изучать новый для себя мир. Это очень богатый опыт. Думаю, для дизайнеров и архитекторов это должно быть обязательной практикой. Сейчас мне очень интересна Европа. Там все будто создано для продуктивной работы, но в то же время у тебя появляется множество возможностей для отличного отдыха и восстановления, а значит – полноценной жизни.
HIS: Если уж заговорили о Европе, то в Милане относительно недавно реализовали проект «Вертикальный лес» Стефано Боэри. Позже его растиражировали в Лозанне, Женьчжэне, Шанхае и других городах. Что ты думаешь о таком вертикальном парке?
Елена:
С момента реализации этого проекта прошло не так много лет. Планировалось, что он станет образцом бережного отношения к экологии, но результат его эксплуатации показал обратное. Оказалось, что «Вертикальный лес» антиэкологичен. Содержание деревьев в искусственных условиях потребовало значительное количество ресурсов: электроэнергии, воды, постоянного присутствия человека. И мы же понимаем, что как только растения лишатся должного ухода, они сразу погибнут. Исходя из этого, многие специалисты урбанистики и озеленения пришли к выводу, что гораздо дешевле и экологичнее выделить землю под создание небольшого парка непосредственно у домов. Не нужно изобретать велосипед заново. Нужно стараться сохранить то ценное, что мы уже имеем.
HIS: Если вернуться в интерьер, знаю, что свои проекты ты не представляешь без живых растений. В «Бордо» их тоже немало.
Елена:
Растения – это наша жизнь. Одно здоровое взрослое дерево обеспечивает примерно четырех жителей города кислородом. Как бы это банально не прозвучало, многие растения съедобны и могут нас прокормить. До создания кондиционера именно растения обеспечивали нас прохладой. Там где есть растения, есть жизнь. Поэтому человек чувствует себя психологически комфортнее, если он видит зелень, воду и небо. Это наш мир и часть нас самих.
Фото: Григорий Веприк/The GATE\
Фото интерьера: Сергей Полюшко
Читайте также: Вишневый сад: 36 квадратов для жизни по проекту Елены Фатеевой.
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Інтерв'ю -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Інтерв'ю -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Інтерв'ю - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.