Александр и Владимир Юдины: «Мы всегда заглядываем в заведение, витрина или вывеска которого нам приглянулась»
Анастасия Белогривцева
Братья Александр и Владимир Юдины занимаются дизайном уже более 17 лет. Получив образование книжных графиков в НАОМА, близнецы осознали, что общественные интерьеры им ближе, и продолжили двигаться в этом направлении. Сегодня за их плечами дюжины реализованных объектов, они — несменные эксперты проекта «На ножах» и авторы интерьеров наиболее посещаемых кофеен столицы. О проектах и HoReCa, телевидении и семьях, путешествиях и стрип-клубах мы поговорили с руководителями YUDIN Design & YUDIN Product в их недавно реализованном интерьере гастрономического бара «Канапка».
HIS: Вас двое, а профессия — одна. Почему так сложилось?
Саша:
Еще со школьной скамьи мы все делаем вместе. Вместе пошли и на художественный кружок. Это было, наверное, в классе 9-ом. Тогда мы мечтали стать художниками, ни о каком дизайне и речи не шло. Начать рисовать была идея Вовы, я больше за ним следил, а в какой-то момент понял, что у меня получается не хуже, а порой даже и лучше. Наверное, с тех самых пор между нами существует такое себе братское соревнование: Вова идет впереди, я его догоняю, я его перегнал, он стремится за мной. И в таких условиях мы не то что не ссоримся, мы друг друга подталкиваем.
HIS: Расскажите, в какой семье вы росли? Что влияло на ваше формирование как личностей?
Вова:
Родом мы из Херсона, и у нас очень простая семья: мама — преподаватель философии и политэкономии, а папа — водитель. Творчеством, по сути, никто в нашей семье не увлекался. Переехали в Киев мы в 1997 году, когда поступили в Киевскую художественную академию. Родители по-прежнему живут на юге Украины, а мы с семьями обосновались здесь. Проведываем их раза два в год, к нашему сожалению, чаще не получается. Очень сильно на формирование нас как личностей повлияли родители мамы: бабушка всегда опекалась нами, когда родители были заняты и пропадали на работе. Наверное, отчасти это ее заслуга, что мы стали теми, кем есть сегодня.
HIS: Когда вы взяли под реализацию свой первый проект?
Саша:
Если я не ошибаюсь, это был 2000-й год. Мы просто взялись помочь в декорировании одного из столичных ресторанов. Перед нами стояла задача вязать канаты, которыми вскоре оформили барную зону заведения. Именно с декораторства началась наша практика, несмотря на то, что по специальности мы книжные графики. Именно поэтому сегодня мы занимаемся брендами и фирменными стилями, помимо оформления интерьеров.
Вова:
Получив первый гонорар, мы купили одну на двоих мобилку (моторолу с антенной). Правда, обеспечивать себя мы стали гораздо раньше. Первый серьезный заработок был получен еще в Херсоне. Когда мы узнали, что поступили в столицу в НАОМА, денег у родителей просить не стали. Поставили перед собой цель заработать на дорогу из Херсона в Киев самостоятельно. Долго думали с Шуриком, где взять денег, и решили, прогуливаясь по Херсону, просто предлагать свои картины. Картин у нас, конечно же, не было, но мы их быстро могли нарисовать, правда уже за деньги (улыбается, - ред). И тут мы натыкаемся на кофейню «Куринь», которая располагается на центральном рынке города. Ее владелец, как сейчас помню, рыжий кудрявый дядька, очень богатый человек на то время, так как помимо кафе еще активно занимался фермерством, просит нас не только нарисовать пару картин для кафе, но и создать вывеску.
Саша:
Мы, толком ничего не умея делать, убеждаем его, что справимся, и беремся за заказ. Сию же минуту снимаем старую вывеску, тащим ее через весь город к себе домой. По дороге покупаем эмаль и рассуждаем, что будем на вывеске рисовать. Родители в шоке: во-первых, их дети притащили домой незнамо что, во-вторых, еще и в комнате закрылись. Помню, выдумали какой-то логотип, дождались пока высохнет эмаль, и понесли «свое художество» обратно. Не знаем точно, понравилась ли этому фермеру наша вывеска, но сказал, что в восторге, и заплатил нам денег. Спросил, что еще умеем делать. Мы предложили ему картины. У нас были акварели, и мы могли ему написать пару работ для интерьера кафе. Сказал, что заплатит, если понравятся.
Вова:
И за них он нам тоже заплатил. Не знаю, понравились ли на самом деле работы, или он нас пожалел. Но нам тех денег хватило на все, а на дорогу в Киев так тем более.
HIS: Это заведение существует и сегодня? Вы не поддерживаете связь с его владельцем?
Саша:
Да, существует! Там все очень сильно изменилось за это время. Но это хорошая идея наведаться туда. Обязательно это сделаем во время нашего следующего приезда.
Вова:
Можно сказать, что этот «Куринь» — первый общественный объект, который дал нам старт.
HIS: Это единственный объект в Херсоне, над дизайном которого вам удалось поработать?
Саша:
Да, увы. Но ты знаешь, у нас есть мечта открыть что-то свое в родном городе. Тем более нас там уже узнают, наверное, благодаря телевизионным проектам, в которых мы принимаем участие.
HIS: А с чего вы начали в Киеве? Какой объект был первым?
Вова:
После успешной вязки канатов (смеется, — ред), мы поняли, что интерьерный дизайн нам близок, и захотели продолжать этим заниматься. Чтобы хоть как-то заявить о себе как о дизайнерах интерьера, мы напечатали визитки и начали бродить по городу, заглядывать в кафе и рестораны и раздавать их. Где видели стройку, — заходили и говорили: «Добрый день. Мы — дизайнеры. Вот наша визитка» (смеется, — ред).
Саша:
Но это нам все равно ничего не дало. Хотя в этот период нами заинтересовалась сеть ресторанов «Козырная карта». Наверное, как недорогими специалистами. Они начали привлекать нас к работе над различными проектами. У нас тогда, как и у многих сегодня успешных дизайнеров, не было компьютеров, мы чертили все от руки, затем сканировали, потом разукрашивали акварелью.
Вова:
В этом деле нам очень помогла та книжная графика, которую мы изучали в академии. Тогда наши чертежи были больше похожи на коллажи, но подача была очень интересной.
Саша:
Так вот, первое что нам доверила делать «Козырная карта» — это легендарное «Дежавю». Вообще, первой над интерьером этого ресторана работала архитектор Анна Никитина совместно с Андреем Задорожным и Сергеем Предко. Прошло лет 7, пришло время обновить интерьер и к этому процессу привлекли нас. Так у нас там появились гигантские божьи коровки, «трубоцикломоты», а в декорировании мы немного ушли в ретро стилистику. Также нами была сделана небольшая перепланировка. По завершению этого проекта мы себя по-настоящему почувствовали дизайнерами интерьеров. Но тогда мы, как и многие другие интерьерщики, мало думали про эргономику, какой стул будет удобен, а какое зонирование комфортным.
HIS: Сколько общественных интерьеров за вашими плечами?
Вова:
Ох, а у нас даже на сайте не все проекты. Мы туда только свежие выкладываем. Ты знаешь, наверное, их количество перевалило за 30. Это самые разные объекты, где мы могли делать как подбор декора, так и разработку фирменного стиля. Чужих заслуг себе никогда не приписывали, но всегда гордились тем, что делали.
HIS: В вашем портфолио нет частных интерьеров, признайтесь, вы их скрываете?
Вова:
Частные интерьеры, конечно же, есть. Мы их просто не афишируем.
HIS: Это ваши личные квартиры?
Саша:
Нет, в наших квартирах сделан обычный ремонт. Мы в мастерскую никак переехать не можем, который год ремонтные работы закончить не получается. Частных интерьеров в нашем портфолио немного. В основном — это квартиры. Квартиры наших хороших знакомых или друзей. Но наша ниша все же — это HoReCa, общественные интерьеры, и в этом направлении нам комфортнее всего работать. Более того, в нашем портфолио есть реализованные магазины и офисы, но дизайн ресторанов, кафе и баров для нас все же ближе.
HIS: Сегодня вы — медийные личности, часто ли сталкиваетесь с излишним вниманием на улицах?
Саша:
Да-да, узнают. Конечно же, чаще всего это случается в общественных местах. Недавно вот, к примеру, меня остановил мальчик лет 7-8. Подбегает ко мне сзади, дергает за футболку и спрашивает: «Вы Александр Юдин?» Я ему: «Да! А откуда ты знаешь, что я Александр?» А он мне в ответ: «Мы с мамой все передачи с вашим участием смотрели! Спасибо вам большое!» Я удивленный: «За что? Это тебе спасибо!» Пожал ему руку, пожелал всего самого лучшего. Пару месяцев назад в Черновцах, мы сидели в кафе в центре города, а туда как навалит толпа ребятни 10-12 лет. Все хотят с нами сфотографироваться. Мы — в шоке. Каждому помимо фото написали по пожеланию на память, так они убежали счастливые. Тогда мы очень долго там сидели, так как после детей к нам пришли их родители!
HIS: Вам льстит такое массовое внимание?
Вова:
Наверное, льстит. Если честно, мы пока не знаем, что с этим вниманием делать. По натуре мы скромные, поэтому навязчивое внимание для нас не всегда комфортно. Бывает и неприятно. Чаще всего, когда за спиной шушукаются: «Я же говорила, это Юдины!» Такое внимание не очень приятно.
HIS: Проект «На ножах»: что он вам дал, помимо всеукраинской популярности, и будет ли продолжение?
Саша:
Ты знаешь, началось все с кастинга, и нам в очередной раз повезло, что нас двое. Поначалу мы думали, что участие в проекте — это шаг назад, возврат к декораторству, то, от чего мы хотели уйти и, слава Богу, ушли. Потом, уже в процессе, мы поняли, что для нас это вызов: не спав двое суток, за критически короткий срок времени нам следовало обновить интерьер заведения, которое почти умерло. Нам надо было контролировать процессы, разрабатывать все на ходу, подбирать материалы, совершать закупки и при этом хорошо выглядеть в кадре, когда на площадке работала съемочная группа. И третий аспект — нам предстояло протянуть руку помощи действительно утопающему. Как мы видим сейчас, многие грамотно воспользовались нашими услугами, все поняли, и сейчас, привлекая дополнительные инвестиции, успешно развиваются.
Вова:
«На ножах» дал нам ту социальность, которой нам не хватало раньше. Нет, мы не хотели стать звездами экрана, да и в кадре, по сути, нас не так много. Мы хотели действительно помочь. Более того, во время съемок второго сезона мы решили сами себе поднять планку и немного ужесточили условия. По натуре мы оба — перфекционисты, поэтому все давалось непросто.
HIS: Несмотря на то, что вы публичные личности, о ваших семьях мало что известно. Вы готовы сейчас со мной поделиться?
Саша:
Да, пожалуйста. У меня два ребенка и жена. По профессии она визажист, работает на телеканале «Интер», но временно пребывает в декрете, так как нянчится с младшей дочерью. Занимается частной деятельностью, если это позволяет график и семья. Познакомились мы с супругой в Киеве, во время учебы в академии, она училась на художника театра и кино. Старшего сына, которому вот-вот исполнится 9 лет, зовут Севастьян, он носит мою фамилию. Фамилию жены мы дали младшей доченьке Есении (таков был изначальный договор с супругой). Сейчас ей почти полтора года. Сын увлекается карате и очень помогает жене с младшенькой. Наверное, это у него получается лучше, чем у меня. К сожалению, из-за плотного графика в будни я мало времени провожу с семьей, но стараюсь все выходные посвящать им. В рабочие дни, как правило, когда я уезжаю, они еще спят, а когда приезжаю, они уже спят.
HIS: Вова, теперь ты (улыбаюсь)
Вова:
Моя жена также стилист-визажист. Также работает на центральных ТВ-каналах. У меня есть дочь. Злате-Мире полных 8 лет, она серьезно увлекается художественной гимнастикой. Имя дали совместное: жена хотела Злату, я хотел дочку Миру, вот так и получилось — Злата-Мира. Так же как и Саша, я провожу недостаточное количество времени со своей семьей.
HIS: Какова будет твоя реакция, если через несколько лет Злата-Мира скажет: «Папа, я буду дизайнером»?
Вова:
А она уже мне это говорит! Но сейчас, мне кажется, это все несерьезно.
Саша:
Мой сын мне тоже говорит, что хочет быть дизайнером интерьеров. И когда мы вместе с ним посещаем кафе, он тут же делится со мной, что в дизайне этого заведения ему не нравится.
Вова:
А моя Злата любит комментировать созданные мной логотипы. Иногда и вовсе просит показать созданный ею вариант заказчику.
HIS: Предлагаю вернуться к проектированию интерьеров, так как хочу спросить, что, по вашему мнению, прежде всего влияет на успешность заведения. Насколько сильно зависит судьба кафе, ресторана, бара от его нейминга, брендинга и айдентики?
Саша:
Так как последнее время мы занимаемся полностью брендами, я с уверенностью скажу, что влияет все комплексно. Для нас успех заведения заключается как в названии, так и в реализации его интерьера.
HIS: В проекте «На ножах» вы брались за реабилитацию заведений. Что в дизайне этих мест общественного питания вы предпринимали прежде всего, чтобы изменить его состояние в лучшую сторону?
Саша:
Скажу тебе по секрету, реанимация — это очень сложно. Я не знаю как, но в проекте «На ножах» это нам удавалось. После окончания телевизионного сезона, нам начало поступать очень много телефонных звонков с просьбой реанимировать кафе или ресторан, либо изменить концепцию заведения, к примеру, с пиццерии в караоке. И самое печальное то, что, предпринимая такое решение, люди не хотят вкладывать в него финансы. Стараются экономить во всем. И это, конечно же, влияет на результат не лучшим образом. Последнее время мы не гонимся за большим количеством заказов, особенно таких. Сейчас нам лучше сделать одно-два заведения, но знаковых.
Вова:
В рамках реанимации с минимальным бюджетом в дизайне интерьера эффективными будут «фишки». Три-четыре знаковые примечательные детали, которые сделают пространство запоминающимся, а в чем-то, может, и особенным. Фишки, которые сформируют ассоциативный ряд этого места для гостя. По такому принципу мы создавали интерьер в недавно открывшейся кофейне TAKAVA. Там все очень просто, ведь мы не любим сложные текстуры и замысловатые конструкции, но там есть ряд элементов, которые делают это место особенным. Так 25 светильников-турок соответствуют логотипу заведения, его названию и концепции.
HIS: Какой проект вы еще не реализовали, но очень об этом мечтаете?
Вова:
Я бы хотел оформить интерьер стриптиз-клуба. Честно говоря, не знаю почему, но эта затея мне кажется очень интересной.
Саша:
В том то и дело, что клубы мы уже делали, а со стриптизом связаны не были (улыбается, - ред). Я не могу сказать, что мы об этом мечтаем. Нет, нам просто интересно, ведь с подобным форматом мы еще не работали. Да, мы бывали во многих стрип-клубах, и почти во всех из них мы задавали себе вопрос: почему там так некрасиво? Почему, кроме женских тел и цветных, светящих на них прожекторов, там больше ничего нет?
HIS: Какие из реализованных вами интерьеров любимые? Так как вас двое, можно назвать два.
Саша:
Лично для меня любимый проект тот, который повлиял на нашу популярность. Это был One love.
Вова:
По-особому я отношусь к заведению, проект которого мы реализовали совсем недавно, я в него очень верю и успел полюбить. Это TAKAVA. Сейчас в нашей стране кофе вышел на уровень культа, который задержится надолго, поэтому я очень хочу, чтобы TAKAVA стала культовым заведением.
Саша:
Я еще люблю «Канапку». Она для меня очень атмосферная. Мы, наверное, не на двух, а на трех заведениях остановимся, уж очень тяжело дается выбор.
HIS: Кто работает вместе с вами? Расскажите о команде.
Саша:
Признаюсь честно, помощники у нас есть, но команда у нас небольшая. Человек пять от силы.
Вова:
Может быть, как раз в этом и есть какой-то плюс, но мы не умеем доверять людям работу, нам проще все сделать самостоятельно.
Саша:
Стабильно работаем мы с Вовой вдвоем. Многие часто удивляются, как такое количество объектов удается делать только двум людям. Кто-то считает, что если их только двое, то это не студия, мол, это несерьезно. И мы часто задумываемся: это плюс или минус? Да, на условиях субподряда мы привлекаем помощников, когда на нас наваливается лавина работы. Со временем мы, конечно же, посадим своих фрилансеров в мастерской на Антоновича, как только там закончим ремонт, но пока всю основную работу тянем на себе.
Вова:
Очень тяжело доверить свою работу кому-то другому. Этот человек может сделать все в полном соответствии с техзаданием, но все равно это не будет похоже на нас. Все будет сделано хорошо, но, как нам кажется, чего-то в этой визуалке не будет хватать. Мы привыкли, что всегда в наших проектах все наше.
HIS: Как же тогда вы делите между собой обязанности?
Саша:
Если внимательно посмотреть на нашу деятельность, то она состоит из двух основных направлений: первый — это нейминг и графика, второй — это дизайн интерьера. Я занимаюсь вторым направлением — дизайном интерьеров и архитектурой. Вова занимается неймингом и графикой. Обязанностями мы не меняемся, но всегда подсказываем друг другу, как считаем, что будет лучше.
HIS: Какие услуги вы предоставляете своим клиентам?
Вова:
Почти всегда мы работаем «под ключ». Нашим заказчикам мы предоставляем «Бренд пакет», «Графический пакет» и «Дизайн-проект». Подробнее с перечнем услуг этих пакетных предложений можно ознакомиться на нашем сайте.
HIS: А есть ли в списке ваших услуг такой вид как «консультация заказчика-чайника»?
Саша:
Ты знаешь, мы думали об этом (улыбается, — ред.), но сложность заключается в том, что мы не знаем, как подобную услугу можно было бы оценить.
HIS: Много ли общественных заведений вы посещаете, когда путешествуете в другие страны?
Юдины:
Много и постоянно, — чуть ли не в один голос ответили братья.
Саша:
Мы всегда заглядываем в заведение, витрина или вывеска которого нам приглянулась. Приходится жену намеренно отправлять в торговый центр или магазин косметики, а самому идти на экскурсию по понравившимся заведениям или тем местам, которые настоятельно порекомендовали посетить коллеги. Как правило, в таких места мы много не едим, нам достаточно за чашкой чая или бутылочкой пива в буквальном смысле слова поедать глазами дизайн. Очень много рекомендаций получаем от коллег.
Вова:
Сам того не ожидая, больше всего мест общественного питания я посетил в Дубае. Там все такое разное, такое привлекательное. Наверное, в Эмиратах я проел больше всего денег за всю прожитую жизнь. Там меня все удивляло, все радовало, фотографий осталось миллион.
HIS: Я правильно понимаю, вы путешествуете порознь?
Саша:
Да, вместе мы отдыхали всего пару раз. Мы стараемся наши поездки планировать так, чтобы кто-то тут в Украине оставался на подстраховке. Правильнее сказать, мы заменяем друг друга. Вова остается на рабочем месте, я еду за границу впечатляться, потом — наоборот. Более того, специализированные мебельные выставки для нас — это трата времени, нам лучше в том же Милане пройтись по местам общественного питания, и это будет гораздо эффективнее для нашей деятельности. Точно так же мы любим ходить по украинским заведениям, над дизайном которых работали наши коллеги.
Вова:
Некоторые из этих ребят могут дать дружеский совет по поводу нашего дизайна, к примеру, тут прут лучше использовать потоньше, а тут цвет надо было взять на пару тонов темнее. Между собой мы обмениваемся контактами или рекомендациями относительно подрядчиков. Бывает, и оповещаем о клиентах, которые делают массовый просчет своего заказа.
HIS: Что необходимо заведению, чтобы люди туда хотели возвращаться?
Саша:
Ты знаешь, в современном ресторанном бизнесе немаловажную роль играет имя. Имя ресторатора и его философия, манера ведения бизнеса и модель (формат) заведений. Взгляни, каждый украинский успешный ресторатор чем-то особенный: у кого-то есть эксклюзивные предложения, к примеру, по рыбе и вину, кто-то принципиально выступает за локальный продукт, кто-то для дизайна интерьеров сети своих ресторанов привлекает только зарубежных архитекторов, а на кухню берет шефов-иностранцев.
HIS: Не задумывались ли вы открыть собственное заведение? Кофейню, например.
Вова:
Возможно. Мы бы хотели обойти этот вопрос, и ответить на него во время нашей следующей встречи.
HIS: Хорошо, раз так в заключение нашего диалога я хочу попросить вас дать несколько советов начинающим дизайнерам, которые планируют податься в HoReCa?
Вова:
Да, я готов дать совет. Он один и глобальный — браться за все, абсолютно за все, что просит сделать потенциальный заказчик. Все учатся на своих ошибках и начинают с малого. Чтобы набраться опыта, заявить о себе, раскрыть себя для себя же, надо уметь делать все, а поэтому браться и пробовать делать все. И не стоит бояться этой работы, ведь благодаря ей ты будешь становиться опытнее, понимать, чем тебе интересно продолжать заниматься и раскрывать себя. Будешь тренировать свои вкусовые ощущения и правильно считывать пожелания заказчика.
Фото: Григорий Веприк/TheGATE