Алена Юдина: «Способность к восприятию — одна из обязательных для дизайнера»
HIS
Дизайнер Алена Юдина рассказала HIS.UA о любимых скандинавских акцентах в интерьере, почему всегда нужно болеть любимым делом, а также возможном развитии хорошего вкуса у каждого из нас.
HIS: В 2014 году твоя интерьерная работа "Квартира с птицами" была по достоинству оценена Фабио Новембре и Массимо Папири и заняла призовое место в одном из пристижных конкурсов нашей страны. Ты сама считаешь награды определяющими для своей карьеры?
Алена:
Мне приятно это упоминание, спасибо вам. Это очень дорого мне, что так случилось и так определили на конкурсе. И как к этому можно остаться безразличным? Это люди — большие мировые величины, а их положительная оценка — щедрый комплимент тому, что делаю я. И очень верный критерий подтверждения красивого, хотя и не абсолютный, ведь интерьер не может нравиться всем без исключения.
Действительно, честная победа определенно дает многое: массу энергии, конечно же, усиливает желание самосовершенствоваться и идти дальше, вдохновение, прилив сил и амбициозности в определенном смысле. Таков язык взаимообмена и еще раз подтверждение того, что дизайн не является чистым монологом. И в отдельности от маркетинга такие награды — большой стимул для меня лично, хотя и не являются конечной точкой стремления. Поэтому, считаю их очень укрепляющими для меня в профессии, и они стоят всех трудов.
"Квартира с птицами". Фото: Андрей Авдеенко
HIS: Скандинавский стиль от Алены Юдиной, какой он?
Алена:
Мне кажется такой, каким первым и бросается в глаза. Этот его верхний слой — важный для меня, над этим я много работаю. Над его смыслом, стройной звонкостью что ли, бесшовной комфортностью для глаз. Даже при беглом взгляде или при нахождении в интерьере совсем недолго он должен успеть рассказать о себе, сам, без меня.
И такой же остается потом, в изнанке: он легкий, не тяжелый для восприятия, но в то же самое время проработанный каждой своей составляющей, если углубиться в разглядывание. Отточенный и доведенный до "лучшей себя" версии, за этим часы работы могут стоять, а может и порыв чистого вдохновения находится. Особенность этих двух разных случаев в их схожести давать одинаково хорошие решения.
Он в том, что имеет свои собственные акценты, которые могут жить самостоятельно и "не самостоятельничать" точно вживаясь в концепцию интерьера, но кроме них есть еще масса такого, к чему стоит приглядеться в общей фоновости. Как раз из этих акцентов складывается лицо квартиры и подчеркивается ими же ее индивидуальность. А еще у них есть способность срабатывать как ловушки, способствующие запоминанию, сразу выделяя квартиру из ряда нескольких квартир схожего стиля и сигналить-сигналить про нее, подавая знаки внешнему миру о данном интерьере.
"Квартира с оленями". Фото: Андрей Авдеенко
HIS: Какие еще любимые приемы ты предпочитаешь использовать в оформлении пространств?
Алена:
Это может быть совершенно любой прием, смысл которого трактуется хоть в интернете. А вот из соединения приемов появляется интерьер.
В него вмещаются мои любимые спокойные, нешумные формы, он не распадается с каждой комнатой, а собирается. Я — за легкую поэтизированность, за чистоту, за атмосферу, хотя мне нравится совсем легкое ретро в интерьере. Я за современный интерьер. Не хочу своего заказчика сживать с классическим временем, к которому мы не принадлежим. Хочу делать для человека, который днем был на работе, в интернете, в пробке, а вечером зашел с улицы и его внешнее пространство могло совпасть с внутренним, домашним. Что мне кажется очень важным, так как дизайнер должен чувствовать ритм каждого дня, нашу повседневность.
Едва я захочу поддерживать свой стиль классическими мотивами, или использовать тенденции ар-деко в своих проектах. Но иногда эти цитаты в работах других дизайнеров мне нравятся. Очень иногда, правда. Еще очень люблю прикасаться к личностям, к тем предметам, которые ими создавались. За это очень тепло люблю свои проекты, в которых эта возможность состоялась.
"Квартира с оленями". Фото: Андрей Авдеенко
HIS: А как ты вообще поняла, что хочешь стать именно дизайнером?
Алена:
По совокупности восприятия мира и того, что лично я хотела производить.
HIS: На что чаще всего ты обращаешь внимание при первом знакомстве с заказчиком?
Алена:
Точно на то же самое, на что и при первом знакомстве с любым новым человеком:
На то, какая идет энергия от человека;
На то из чего он состоит, на внутреннее, и тут правда не угадать ни по внешнему виду, ни по внешним чертам;
На то, о чем и как этот человек говорит, на манеры;
На то, как мне рядом с этим человеком, и как другим рядом с ним.
"Квартира с птицами". Фото: Андрей Авдеенко
HIS: Назови три основных принципа, которые помогают тебе работать продуктивно.
Алена:
Эти три пункта:
— Дисциплинированность;
— Планирование. Обозначение приоритетов, последовательность и системность в этом пункте так же;
— Отдых. Он необходим.
К третьему пункту нельзя относиться пренебрежительно, так как он важен, как и отношения, и дело, и хобби, поскольку работает как предохранитель и не дает сгореть. Побольше ежедневного сна для увеличения КПД и много чистой воды внутрь.
Точно не мешает работать продуктивно на время переключенное внимание с одного проекта на другой, или вообще на посторонние дела, если только не сильно вразрез двум первым пунктам.
Во многом еще зависит, насколько в целом вы счастливы. Делать нужно то, что соответствует внутреннему, с теми и для тех, кто по духу близок и симпатичен, и рутины станет в разы меньше, и безусловно, такая работа только воодушевит, придаст сил, а не станет их отнимать.
Ориентируйтесь на результат, который желаете получить в конце. Находитесь в диалоге с ним, делайте постоянно что-то для него, не останавливаясь, это ваш внутренний компас и навигатор дел, из будущей формы времени проецируйте в настоящее, не забывайте, что вам туда просто необходимо и поскорее. Также увеличитель ежедневного КПД.
HIS: Смогла бы ты выделить основную способность (качество), которой должен обладать дизайнер?
Алена:
Способностью к восприятию — одна из основных.
"Квартира с оленями". Фото: Андрей Авдеенко
HIS: С какими собственными качествами тебе трудно мириться в работе?
Алена:
Противоречивость. Ее во мне много и в жизни повседневной. Но есть одни слова британской провокаторши Вивьен Вествуд, что по настоящему цельная личность состоит из противоречий. Вот я тоже так считаю, как оптимист. И хочу, чтоб мне еще могло и помочь. И мне с этим качеством не то что не трудно, мне с ним фантастически великолепно, если поворачиваю в нужное себе русло: c ним можно договориться так как является очень спорящим с любой ситуацией и к ней же отзывчивое одновременно, и чувствительное, задает сразу множество вопросов и дает ответы на них и многое можно прояснить через эту массу сомнений и ракурсов подхода. Качество с энергией. Я не считаю свой характер идеальным. Но не устаю благодарить родителей за все его сильные стороны, над остальным (спасибо мозгу и силе воле) я всегда поработать могу.
"Квартира с оленями". Керамика: Ольга Фрадина. Фото: Андрей Авдеенко
HIS: Если человек поверхностно знакомом с предметным дизайном и дизайном интерьера в том числе, какие пути и ресурсы ты ему посоветуешь для изучения этих тем?
Алена:
Это достаточно широкая область. И, насколько я знаю, нет единого руководства, чтоб все охватить как по привычному учебнику. Я бы посоветовала, например, начать так: выберите любимый предмет, наверняка у вас такой есть, будь то диван B&B, кофеварка Alessi, техника фирмы Braun или AEG, совершенно любой.
Узнайте, что за личность стоит за ними, и читайте все о его создателе, при этом изучая его творческий путь, отслеживайте информацию по истории становления некоторых мебельных марок и по их производственной культуре, какие архитекторы для них проектировали, каких принципов проектирования они придерживались, что влияло на формообразование, стилистическое направление, колористику, читаете биографии, автобиографии. По этим биографиям можно загуляться. Наращивайте и эти знания. Они помогут личности для вас раскрыться и засиять. Давно я пришла в эту профессию, влюбившись сначала в этих людей, их пути и их творения завлекли меня в пространство дизайна, и до сих пор они остаются большим источником вдохновения.
Начните рассматривать историю предметного дизайна с персоналии Уильяма Морриса и движения искусств и ремесел (Arts&Crafts), не обходите вниманием историю мастерской Баухауc и Вхутемас. Нельзя пропустить движение русского авангарда, обязательны Кандинский, Малевич, Родченко Варвара и Степан, Татлин, Эль Лисицкий. Одно из самых уникальных, любопытнейших и вдохновляющих течений на мой взгляд. Из профессоров круга Баухаус ориентирами могут стать Мис Ван Дер Роэ, Марсель Бройер, Оскар Шлеммер и опять Кандинский, и последний уже под ракурсом школы Баухаус.
Проследите по хронологии, что происходило потом, что создавалось этими людьми, а в дальнейшем их последователями, и встретите массу всего интересного. Учитесь у лучших!
Так же есть личности смежных профессий, путь которых возможно вас тоже сможет направлять. Таковой может стать Диана Вриленд. Она и не архитектор вовсе, но является многовекторной, без границ, бесстрашным женщиной-новатором, которая вдохновит любого на построение своего пути.
Художники: описание цветов Кандинского именно словами в его теориях, и то как он подбирал цвета к форме, чтоб усилить эффект. "Розовый" и "Голубой" периоды Пикассо, и его мастерство сочетаний цветов между собой отлично будет взять на вооружение. "Моя жизнь" Шагала, "Сокрытые лица", "Дневник одного гения" Дали — эти книги многому меня научили в плане работы, а в контексте заданного вопроса помогут посмотреть на эпоху глазами людей, которым довелось родиться гениями.
Фото: Катя Кондратьева
HIS: Как ты считаешь, можно ли сформировать хороший вкус?
Алена:
Да. Провокационно, но считаю все же, что хороший вкус можно воспитать, или хотя бы пытаться его тренировать. Не считаю его врожденным. Каким образом? — Разрешайте себе смотреть как можно больше на предметы искусства уже общепризнанные в своей красоте, величины мировые. Стоит обращать внимание, насколько ваш вкус соотносится с этими образцами хорошего вкуса. Ими могут являться книги, картины, кинокартины, музыка. Может быть стоит проводить такие эксперименты с собой и влиять на себя так, постоянно сравнивая и смотря вокруг во все глаза.
Единственное, нельзя сформировать способность к восприятию. Это свойство врожденное. Если такой способности впитывать нет, то воспитать в себе хороший вкус скорее невозможно, чем можно. Но таково мое мнение.
"Квартира с оленями". Фото: Андрей Авдеенко
HIS: Счастливым можно назвать человека, который трудится в удовольствие. Что именно тебе дает твоя работа?
Алена:
Удовольствие;
Поиск;
Вдохновение;
Людей;
Способ совершенствования...
Я очень люблю свою работу, а если бы не любила, то сложно мне было бы делать ее ежедневно.
"Квартира с оленями". Керамика: Ольга Фрадина. Фото: Андрей Авдеенко
HIS: Ранее мы уже рассказывали нашим читателям о твоем творческом тандеме с Анной Круть. Сейчас же керамика Ольги Фрадиной дополняет интерьер твоего авторства. Расскажи подробнее о вашем сотрудничестве.
Алена:
Вдохновение всегда сопутствует этим двум девушкам. Как, собственно, и желание самосовершенствоваться. Самостоятельно нашли свой источник удовольствия в работе, и давно работают с визуальным. Быть собой и одновременно быть готовым к совместному, понимать суть общего, чувство партнерства — является схожестью работы с Анной и Ольгой.
Оля, как и я, является дизайнером интерьеров. У нее давно сформировано собственное дизайнерское мнение и портфолио прекрасных интерьеров, а в керамике перешла от первых проб к серьезным результатам. При декорировании квартиры мы работали с тремя десятками единиц: это целое керамическое воинство и творческое высказывание именно Олино, очень искреннее. Это ее керамическое Я.
Интерьерные ориентиры, тонкость наблюдения, чувство вкуса, отношение к профессии Ольги мне близки и нравятся, а ей понятно то, что делаю я. Это двигало к сотрудничеству, к такому эмоциональному опыту, чтоб получить истинное удовольствие от результата и процесса, и еще раз сделать такое свое — свое и общее, оставаясь двумя независимыми единицами. Мой интерьер являлся фоном, а Оля была ответственна за детали, а учитывая все то, что я перечислила нам было легко с друг другом. Керамика не спорила с интерьером, интерьер не растворил собой керамику, результат оказался цельным и не оставил вопросов, так нам подумалось.
И еще была прекрасная атмосфера во время съемки с фотографом Андреем Авдеенко, когда все на одном языке говорят.
Фото: Андрей Авдеенко
HIS: В своих интерьерных работах ты прибегаешь к использованию мебели отечественного производства, в частности дизайн-бюро ODESD2. Расскажи, что повлияло на твой выбор?
Алена:
Все началось с проекта "Квартира с Птицами". Три года назад я набрала номер с сайта ODESD2 и договорилась с Димой Булгаковым о встрече. Сейчас для меня особенность того момента состоит в том, что впервые я начала работу над интерьером не с мебельным каталогом зарубежной марки, а с отечественным молодым дизайном, а для бюро — первое сотрудничество с дизайнером интерьеров и их комплексным подходом к интерьеру.
Совместно мы сделали два проекта, и они оказались успешными для меня, для интерьеров и, надеюсь, что и для бюро. Благодаря своему широкому ассортименту ODESD2 ни одним своим предметом не повторились, хотя были еще в начале своего пути и сохранили свое стилистическое я. А я получила, как дизайнер то, что хотела: проекты были похожи и непохожи одновременно, предметы бюро связывали их между собой, комнаты перекликались мебельными формами внутри каждого проекта.
На данный момент бюро подошло к взрослости, имеет очень широкую линейку предметов совершенно непохожих на какие-либо другие, и за это время стали достаточно известны и узнаваемы. Сейчас ODESD2 охватывает много секторов: мебельное проектирование, интерьерный дизайн, производство, у них имеется фотостудия и обучающий центр, и компания выходит на внешний рынок.
А в их шоу-руме появился наша мозаичная тарелка с сычиком из линейки, подарок от Ани и меня на удачу и на память.
Фото: Андрей Авдеенко
HIS: Что ты можешь пожелать дизайнерам, которые не уверенны в себе? Подскажи, как обрести профессиональную уверенность?
Алена:
Хорошо помогают начатые с начала и доведенные до конца дела. Это своего рода — лифт наверх. Я верю в завершенность даже совсем маленьких дел, что по нарастающей приводит к другим вершинам. Еще уверенность в себе приходит через бескорыстную помощь другим, без огласок и афиш, просто добро, направленное на тех, кому это необходимо.
Все наше "хорошо" и наше "плохо" создается нашей головой, там же возникает и наша мнительность. Может быть стоит действовать так, следуя совершенно абсурдистской формуле: я переживаю, но делать буду, будто я не переживаю? И если поверить в эту формулировку, и взять ее за константу, она начнет работать. И все начнет меняться эффективнее, чем с любыми практиками со страниц специализированных изданий. Лучше сразу вычеркнуть остро отточенным карандашом внутри себя чувство страха ошибиться. А еще лучше — никому не говорите, и я бы сделала вид, что в себе не сомневаюсь, едва кому-то еще будут заметны эти внутренние бури и смятения.
Константой также является и то, что сомнения одолевают каждого, и очень сильный профессионал — не исключение.
Всегда нужно гореть делом, и как раз будущий человек-непрофессионал в противовес человеку-профессионалу уставшему может быть и конкурентом со своим неутомимым энтузиазмом, и внутренней свободой. Сможете нажимать на эту клавишу разниц? Профессионалу это можно противопоставить. Также возьмите с собой на вооружение и другие свои сильные индивидуальные стороны и свойства своего характера, они очень вам пригодятся вначале, пока не имеется навыков специальных. Шагните на этот путь с ними, параллельно приобретая профессиональный опыт. И идите так, от противного.
Вера в себя, настойчивость, доля самоиронии, оптимизм ко всему рабочему процессу вам помогут. А если будут огрехи, то не отчаивайтесь. Просто выложитесь максимально, насколько сможете, и могут тут позволить вам это сделать все обстоятельства. Просто делайте хорошо, не фальшиво и так делайте до конца.
HIS: "Мы вправе лететь, куда хотим, и быть такими, какими мы созданы". Согласна?
Алена:
Мне кажется, что так точно можно полететь и попасть на необитаемый остров. Потому, что человека делает человеком не только его "в праве", но и его обязанности, его ответственности, его осознание своей свободы и тех границ, когда он соприкасается со свободой других.
Фото: Андрей Авдеенко
-
PRO DECO 2021: в Киеве состоялась международная дизайн-конференция
-
DEZEEN AWARDS оголосили переможців 2020 року
-
Вода, нож и томик Достоевского: Анастасия Белогривцева отвечает на ZLAMные вопросы
Интервью -
Юрий Зименко: Ради свидания с Мадонной можно даже вырубить кусты гортензии на даче
Интервью -
О дизайне на карантине: Виталий Касинец, Ольга Терефеева, Наталья Поплавская
-
О дизайне на карантине: Юрий Зименко, Юлия Яланжи, Юрий Лаури
-
О дизайне на карантине: Екатерина Терещенко, Александр Коваль, Наташа Егорова
-
О дизайне на карантине: Дмитрий Сивак, Екатерина Соколова, Светлана Шахновская
Интервью - Ищу идею Наталия Кравец: «Любой факап для меня – это старт нового проекта» Она мечтала быть директором уже в детстве. Пока все нацарапывали на листике неизвестные символы, воображая врача, выписывающего рецепт, либо кричали с лицом покорителя космоса на весь двор судьбоносное «Поехали!», Наталия Кравец представляла себя директором. Нам сложно определить, как свою будущую работу маленькая девочка изображала перед сверстниками, но то, что быть директором сегодня у Наталии получается отлично, мы знаем точно. В этом году торговый центр «Домосфера», который Наталия возглавляет с первого дня, отмечает свое десятилетие. О том, как функционирует ритейл премиальной мебели, почему меняются вкусы ее покупателей и как построить карьеру мечты, читайте в статье, нам Наталия все рассказала.
- Ищу идею На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Дмитрий Борисов о ресторанном бизнесе Диму Борисова можно не представлять. Пожалуй, он — самый известный ресторатор в нашей стране. Да и слово «ресторан» у большинства украинцев связано именно с этим именем и этим человеком. Огромный опыт в открытии, строительстве, развитии ресторанов. Длинная история успеха. Такая же длинная и увлекательная история работы с архитекторами. Все это давно зародило в моей голове идею интервью с Дмитрием. Этим интервью я делюсь сегодня с вами.